Из цикла «Хроника поколений», темы: Лестница Яакова, Яаков, Эйсав, Рав Александр Кац
В тот же день, 14 нисана 2171 года, Яаков бежал из Хеврона — от гнева своего брата Эсава, получившего от отца грозное благословение: «Своим мечом будешь жить» (Берешит 27:40). В течение четырнадцати лет Яаков скрывался в доме своего наставника Эвера. И все эти годы он изучал Б-жественную мудрость с таким увлечением и самоотверженностью, что ни разу не ложился в постель, а если его одолевал сон, он дремал немного, облокотившись на стол с книгами (Седер олам раба 2; Мегила 17а; Сефер аяшар, Толдот; Берешит раба 68:11, Эц Йосеф).
В 2185 году /1575 г. до н.э./ Яаков вернулся в Хеврон, чтобы навестить родителей (Сефер аяшар, Толдот). Его появление пробудило прежнюю ненависть в сердце Эсава, замыслившего убить брата. И тогда Ривка устроила так, чтобы Ицхак срочно отослал Яакова на ее родину, в Харан, чтобы он взял себе в жены одну из дочерей ее брата Лавана (Берешит 27:41—28:5).
И вот, Яаков, которому к тому времени исполнилось 77 лет, должен был впервые покинуть Святую Землю. В самом начале пути он посетил Беэр-Шеву, где в течение долгих лет стоял гостеприимный шатер его деда Авраама, а затем шатер отца Ицхака, — ведь именно около Беэр-Шевы Ицхаку впервые открылся Б-г, запретив ему покидать землю, которая в будущем будет отдана во владение его потомкам. Но на Яакова этот запрет не распространялся (Берешит 28:10; Берешит раба 68:5; Сефер аяшар, Толдот).
Через два дня пути от Беэр-Шевы он заночевал на горе Мория, недалеко от места, где был вознесен на жертвенник его отец Ицхак (Берешит 28:11, Раши; Пиркей дераби Элиэзер 35; Седер адорот). В пророческом сне Яаков увидел лестницу, стоящую на земле, но вершиной достигающую небес (Берешит 28:12). Лестница опиралась на землю около Беэр-Шевы, середина нависала над горой Мория, а вершина уходила в небо далеко на севере (Раши, Берешит 28:17). По лестнице опускались и поднимались ангелы, и это были сарим (высшие ангелы) всех семидесяти народов (Берешит 28:12; Зоар 1, 149б).
В этом пророческом видении ему также были показаны четыре царства, которые на протяжении истории будут властвовать над его потомками, народом Израиля, — их восхождение к вершине власти и падение. Сначала он увидел, как сар Вавилона поднимается по лестнице на семьдесят ступеней, а затем падает — и это были семьдесят лет вавилонского владычества над Израилем. Затем сар Мидии и Персии поднялся на пятьдесят две ступени — и был сокрушен. Вслед за ним поднялся на сто восемьдесят ступеней сар Греции — и был сброшен. Наконец, начал свой подъем сар царства Эдом, основанного потомками брата Яакова — Эсава. Он поднимался все выше и выше, провозглашая: «Взойду я на облачные высоты, уподоблюсь Б-гу»[1] (Пиркей дераби Элиэзер 35; Ваикра раба 29:2).
Увидев, на какую головокружительную высоту поднялся ангел Эсава, Яаков взмолился перед Всевышним: «Владыка Вселенной! Не дай злодею Эсаву осуществить вожделение его сердца! Не дай осуществиться его преступному замыслу!». Талмуд объясняет, что Яаков просит защитить своих потомков от «Германии Эдома — ведь если им удастся осуществить свои замыслы, они разрушат весь мир» (Мегила 6аб, Агаот Ябец; Берешит раба 75:9; Михтав меЭлияу 3, с. 203).
Когда стало казаться, что возвышению Эсава не будет предела — т.е. не будет конца его власти над еврейским народом, — Яаков испугался: «Неужели этот не упадет никогда?!» Ответил ему Всевышний: «Не бойся, мой слуга Яаков! Даже если он поднимется по этой лестнице до Небес, Я Сам сброшу его вниз, когда придет срок!». И действительно, ангел Эсава обрушился, достигнув почти самой вершины лестницы. И тогда Всевышний сказал Яакову: «Теперь и ты поднимись!» В этот час, — продолжает мидраш, — испугался наш праотец Яаков, и сказал: «Как бы, не дай Б-г, и мне не рухнуть, как рухнули эти!» Ободрил его Всевышний: «Не страшись! Если ты поднимешься, не упадешь никогда!» Но, как заключает мидраш, «Яаков не поверил и не поднялся» (т.е. не поверил в себя — в то, что сможет удержаться на высоте, ни разу не согрешив). Сказал ему Б-г: «Если бы поверил и поднялся, больше не спустился бы. Но теперь, когда не поверил и не поднялся, в будущем твои сыновья будут порабощены этими четырьмя царствами» (Ваикра раба 29:2, Эц Йосеф). И в другом мидраше также говорится: «Если бы Яаков поднялся, не было бы того рабства и той зависимости от народов, в которой мы сейчас пребываем» (Шохер тов 78:6).
По определению Маараля из Праги, праотец Яаков мог, поднявшись на высочайший духовный уровень, прямо в пророческом откровении исправить корень будущего греха, который приведет его потомков к изгнанию, — и тогда оно не наступило бы (Нецах Исраэль 20). Однако после того как Яаков не решился подняться, Творец мира показал ему разрушение Первого Храма, возведенного на горе Мория, затем — возведение Второго Храма и вновь разрушение — на этот раз руками потомков Эсава (Берешит раба 69:7; Шохер тов 78:6). И, тем не менее, Всевышний обещал Яакову, что никогда не уничтожит его народ (Ваикра раба 29:2). В этом пророческом сне Яаков впервые услышал обращенный к нему голос Творца: «Я Г-сподь, Б-г твоего деда Авраама и Б-г Ицхака, дам тебе и твоим потомкам землю, на которой ты лежишь. Станет твое потомство многочисленным, подобно праху земли, и распространишься ты на запад, на восток, на север и на юг, и благословятся благодаря тебе и твоим потомкам все племена земли. Я — с тобой, и Я буду оберегать тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю, ибо Я не оставлю тебя, пока не выполню всего, что Я тебе обещал» (Берешит 28:13—15).
Пробудившись от вещего сна, Яаков в трепете произнес: «Это место вселяет великий ужас! Здесь должен быть Храм Б-га, и это — врата Небес» (Берешит 28:17).
Тем временем, узнав, что Яаков бежал, Эсав отправил вдогонку своего сына Элифаза с десятком слуг, поручив им зарубить Яакова мечом. Элифаз устроил засаду на пути Яакова возле города Шхема, но у него не хватило духу убить своего дядю. Он лишь забрал всё его имущество, рассудив: «нищий — что мертвый» (Сефер аяшар, Толдот; Раши, Берешит 29:11; Седер адорот).[2]
[1] Ср. Йешая 14:14.
[2] Существует также мнение, в соответствии с которым Яаков сначала уже достиг рубежей Харана, но затем вновь возвратился в страну Кнаан, чтобы помолиться на горе Мория. Он молился там с наступлением вечерней мглы, и, заснув после молитвы, увидел пророческий сон: лестницу до Небес и на ней ангелов. И понятно, что, согласно этому толкованию, Яаков был ограблен Элифазом у Шхема еще до того, как добрался до рубежей Харана, и тем более до своего пророческого видения (см. Хулин 91б, Раши; Раши, Берешит 28:17).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»