Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.

Раби Сар-Шалом бар Ицхак Шараби (Рашаш; 5480-5537 /1720-1777/ гг.) — духовный лидер кабалистов Земли Израиля.

Родился в Йемене. Учился в г. Адене, на юге Йемена. Уже в юности стал выдающимся знатоком Талмуда и кабалы.

Узнав, что в Йерушалаиме существует ешива кабалистов Бейт-Эль (Дом Б-га), р. Сар-Шалом в одиночку совершил опасное путешествие в Землю Израиля.

Разыскав ешиву, он устроился работать в ней шамашем (служкой). Скрывая до поры свои познания, он доставлял для ешивы воду, следил за чистотой и порядком, а также будил учеников на полуночную молитву Тикун хацот. Во время уроков «служка» скромно сидел в уголке комнаты, склонившись над книгой псалмов, — и с жадностью внимал словам мудрецов.

Порой кабалисты не могли в течение долгих часов разрешить какую-либо сложную проблему, и однажды «служка», знавший путь решения проблемы, не выдержал — когда никого не было в комнате, он написал на листке все необходимые указания и вложил его в изучаемый фолиант. Такие тайные подсказки повторялись несколько раз, пока дочь одного из мудрецов случайно не заметила его действий, — и тайна открылась (Гдолей адорот).

Вскоре он стал одним из самых авторитетных знатоков кабалы в ешиве. В 5511 /1751/ году тридцатилетний р. Сар-Шалом Шараби был избран руководителем ешивы и получил почетный титул рав ахасидим (глава благочестивых), который присваивался старейшине кабалистов святого города.

Его ближайшими учениками в ешиве были р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида; см.) и р. Йом-Тов Аль-Гази (Маарит Аль-Гази; см.), впоследствии ставшие духовными лидерами евреев Земли Израиля и всей диаспоры. В ешиве Бейт-Эль, возглавляемой р. Шараби, занимался также р. Гершон Кутовер (см.), ближайший ученик родоначальника хасидизма р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешта; см.).

Р. Сар-Шалом написал целый ряд важнейших кабалистических сочинений, разъясняющих учение р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.). Среди его произведений особенно выделяется комментарий на книгу Эц хаим (Древо жизни), принадлежащую перу р. Хаима Виталя (см.), ближайшего ученика Аризаля

Этот комментарий, озаглавленный Эмет вешалом (Правда и мир), печатается рядом с основным текстом книги Эц хаим. Среди кабалистов последующих поколений утвердилось представление о том, что учение Аризаля невозможно адекватно воспринять без комментариев р. Шараби.

В своем трактате Наар шалом (Река мира) р. Сар-Шалом раскрывает тайный смысл заповедей и указывает сокровенное значение многих молитв. В книге Диврей шалом (Слова мира) собраны его толкования Танаха и Талмуда, а также кабалистические респонсы.

Его перу принадлежит и кабалистический молитвенник, составленный на основе каванот Аризаль — методов духовного настроя, позволяющих молящемуся целенаправленно влиять на реальность.

В течение полутора веков этот молитвенник, известный под названием СидурРашаш (Молитвенник р. Шалома Шараби), распространялся только в рукописных копиях. Он был впервые напечатан в ограниченном количестве экземпляров в 5671 /1911/ году и до сих пор используется в среде кабалистов в качестве основного молитвенника.

Благодаря своим глубочайшим познаниям в практической кабале р. Сар-Шалом завоевал почет и уважение не только в глазах евреев, но и в глазах мусульман.

Рассказывают, что каждую ночь р. Сар-Шалом отправлялся к Стене Плача, чтобы там прочитать Тикун хацот — полуночную молитву, в которой выражается скорбь еврейского народа по поводу разрушения Храма. Однажды, когда р. Сар-Шалом и один из его учеников приближались к Стене, им преградила дорогу толпа вооруженных кольями арабов, которые стремились воспрепятствовать евреям молиться рядом с древней святыней. Ученик р. Сар-Шалома инстинктивно отпрянул, но наставник шепнул ему: «Не бойся их! Иди вперед! Ничего дурного с нами не произойдет!». И как только мудрец приблизился к нападающим, они внезапно застыли, не в силах сдвинуться с места. Возвращаясь с молитвы, р. Сар-Шалом и его ученик застали их в тех же причудливых позах, с кольями, уже поднятыми для удара. На рассвете все жители Йерушалаима стали свидетелями происшедшего. И лишь после того, как иерусалимский муфтий гарантировал евреям право свободного доступа к Стене Плача, р. Сар-Шалом короткой молитвой вернул замершим арабам былую подвижность (Везэ шаар ашамаим с. 184—185).

Р. Сар-Шалом Шараби умер в Йерушалаиме десятого швата 5537 /1777/ года, в возрасте пятидесяти семи лет.

Предание сообщает, что перед смертью р. Сар-Шалом не болел и даже не испытывал недомогания. Однако, пророчески предчувствуя момент предстоящего «перехода», он облачился в талит и тфилин, — и его душа покинула тело (Везэ шаар ашамаим с. 170).

В дальнейшем во главе ешивы кабалистов Бейт-Эль стоял его сын р. Хизкия-Ицхак Шараби (умер в 5568 /1808/ г.), а затем и внук р. Рафаэль-Авраам-Шалом Шараби (5535—5587 /1775—1826/ гг.).

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»