Из цикла «Великие раввины», темы: Анецив, Реувен Пятигорский, Ешива Воложин
Раби Нафтали Цви Йеуда Берлин, сокращенно Анецив (1817—1893), прославленный учитель Торы второй половины 19 века, воспитатель тысяч учеников из всех еврейских общин Восточной Европы.
Родился в городке Мир Минской губернии, уже в детстве отличался необыкновенными способностями. На него обратил внимание руководитель известнейшей Воложинской ешивы раби Ицхак, сын раби Хаима из Воложина, и выдал за него свою дочь; Анециву тогда исполнилось 14 лет.
Ровно 20 лет он прожил в доме тестя, занимаясь исключительно изучением Талмуда. В 1853 году его выбрали руководителем Воложинской ешивы. Этот пост он занимал почти 40 лет, превратив ешиву в мировой центр изучения Торы, — вплоть до ее драматического закрытия специальным указом властей. Через год он умер в Варшаве.
Будучи феноменальным знатоком Талмуда и обладателем тонкого критического ума, Анецив следовал методам Виленского Гаона, во всем предпочитавшего в первую очередь ясность изложения. Наиболее выдающимся его сочинением является сборник «Аамек Шеэла», комментарий на сочинение рава Ахаи-гаона. Книга Анецива интересна еще и тем, что на первой ее странице, там, где в наше время ставится отметка об авторских правах, рав Берлин написал: «Каждый, кто хочет перепечатать эту книгу, сим получает мое разрешение без требования денежного вознаграждения, а также благословение за распространение знаний Торы».
Самым известным и талантливым его сподвижником был раби Хаим Соловейчик, сын раби Йосефа Дова Соловейчика (1820-1892), рава из Бриска (Брест-Литовска), своего старого друга и оппонента, в свое время тоже претендовавшего на пост руководителя Воложинской ешивы.
Рассказывают, что, еще учась в ешиве, он всегда опаздывал на обряд «авдалы» по завершению Йом-Кипура. Ему было больно видеть опустевшим большой зал Бейт-мидраша после того, как все молившиеся в нем, истомленные постом, спешили к столу. Он же садился за книги.
Однажды его учитель, раби Ицхак, потребовал объяснений. И Анецив привел такой довод: «Я думаю, это один из тех случаев, о которых сказали наши мудрецы в трактате Авот: “Там, где нет людей, старайся быть человеком”.»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Аарон войдет в Святилище с символами, назначение которых воздействовать на осознание им своих должностных функций: бык символизирует его роль «работника на поле Б-жьем, что является целью жизни еврея».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Бенцион Зильбер
Глава «Ахарей мот» излагает правила священнослужения в Храме в Йом-Кипур. Заключительная часть главы содержит указания относительно запрещенных половых связей.