Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шабтай Цви, Споры, Рав Александр Кац, Сефарды
Раби Яаков бар Аарон Саспортас (5370-5458 /1610-1698/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Прямой потомок выдающегося комментатора Торы и кабалиста р. Моше бар Нахмана (Рамбана; см.).
Родился в марокканском городе Тлемсене (на территории, ныне принадлежащей Алжиру) в семье выходцев из Испании.
Еще не достигнув двадцатилетнего возраста, стал даяном (судьей) в Тлемсене, а затем, в возрасте двадцати четырех лет, — главным раввином этого города. Через несколько лет, спасаясь от преследования властей, бежал в г. Сале, расположенный на атлантическом побережье Марокко. Позднее он переселился в Амстердам и возглавил там ешиву, в которой обучались дети бывших марранов.
В Амстердаме он сблизился с р. Менаше Бен-Исраэлем (см.); в 5415 /1655/ году он отправился в Лондон в составе посольства, возглавляемого р. Менаше, чтобы добиться для евреев права вновь селиться в этой стране. В 5420 /1660/ году, когда такое разрешение было получено, в Англию устремились марраны с Пиренейского полуострова — здесь они возвращались к открытому соблюдению еврейских законов. В 5424 /1664/ р. Яаков Саспортас вновь прибыл в Лондон и стал первым хахамом (раввином) новой общины.
Через год он возвратился на континент и возглавил сефардскую общину г. Гамбурга, также состоящую, в основном, из бывших марранов.
В 5426 /1666/ году до Европы стали доходить известия о том, что уроженец турецкого города Измира (Смирны) сорокапятилетний кабалист Шабтай Цви провозгласил себя Машиахом и отправился в Стамбул, чтобы, сместив султана, возвратить евреев на Святую Землю. Приверженцы Шабтая Цви заняли главенствующее положение во многих общинах и жестоко преследовали маловеров.
Собрав все необходимые сведения, р. Яаков Саспортас с горечью убедился, что измирский «Машиах» является сознательным мистификатором и самозванцем. Р. Яаков возглавил лагерь противников самозванца, призывая всех духовных лидеров поколения подняться на борьбу с ним и его сторонниками.
В 5433 /1673/ году, после того, как Шабтай Цви и его ближайшие последователи приняли ислам, р. Яаков Саспортас возвратился в Амстердам и возглавил большую ешиву Эц хаим (Дерево жизни), в которой обучались дети и внуки марранов.
В последние годы жизни он был главным раввином сефардской общины Амстердама. Раввины многих общин обращались к нему со спорными вопросами, связанными с алахическим статусом марранов, возвратившихся в еврейство, — его респонсы собраны в книгу Оалей Яаков (Шатры Яакова).
Р. Яаков Саспортас умер в Амстердаме четвертого ияра 5458 /1698/ года — в возрасте восьмидесяти восьми лет. Похоронен на еврейском кладбище в окрестностях Амстердама, рядом с могилами своих ближайших друзей и соратников р. Менаше Бен-Исраэля и р. Ицхака Абоава (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»