Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Германия, Рав Александр Кац
Раби Меир бар Яаков Акоэн (Маарам Шиф; 5368—5404 /1608—1644/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился во Франкфурте на Майне. Его отец, р. Яаков Акоэн, был главой ешивы этого города.
Уже в ранней юности р. Меир проявил выдающиеся способности в изучении законов Торы. В семнадцать лет он стал даяном (судьей) в общине г. Фульды, расположенного севернее Франкфурта, а вскоре был избран на должность главного раввина этой большой общины. В дальнейшем он возглавил здесь и ешиву, в которой занимались сотни учеников.
В 5404 /1644/ году р. Меир Шиф был приглашен, несмотря на молодость, занять место главного раввина и руководителя ешивы в Праге — в одной из самых крупных и значительных общин Европы. Но, едва прибыв на новое место, р. Меир скончался, даже не успев приступить к своим обязанностям, — ему было только тридцать шесть лет.
Перед смертью он запечатал все свои рукописи в шкатулке и передал ее на хранение. Вскрыть печать, согласно его завещанию, дозволялось лишь «тому, кто расцветет от моих корней» — тому из его потомков, кто станет выдающимся знатоком Торы и соответственно, сможет по достоинству оценить содержание рукописей и в них разобраться. Значительная часть этих рукописей погибла во время пожара в еврейском квартале г. Франкфурта.
Из его обширного наследия сохранились только хидушим (аналитические заметки) к пяти трактатам Талмуда: Бейца, Ктубот, Гитин, Бава меция и Хулин, а также разрозненные фрагменты заметок к еще шести трактатам.
По ряду вопросов р. Меир Шиф остро полемизирует с великими комментаторами и аналитиками предшествующих поколений.
Его аналитические заметки написаны предельно лаконично и ёмко — поэтому их адекватное понимание требует от изучающего не только обширных знаний, но и серьезнейших интеллектуальных усилий. Они очень популярны среди знатоков закона и широко изучаются — во многих случаях его хидушим являются ключом к постижению глубинных пластов Талмуда.
Начиная с виленского издания 5570 /1810/ года, его заметки печатаются под названием Хидушей Маарам Шиф (Аналитические заметки нашего наставника раввина Меира Шифа) в виде приложения к соответствующим трактатам Талмуда.
Остальные законодательные исследования р. Меира Шифа, а также его сочинения по кабале, считаются утраченными.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»