Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
...На следующий день после своей бар-мицвы Ицхак-Йерухам отделился от своих друзей и в течение трех лет занимался Торой в уединении — не менее четырнадцати часов в сутки без перерыва. В возрасте шестнадцати лет он стал экзаменатором в ешиве своего отца в Ломже.

Раби Ицхак-Йерухам бар Йеошуа-Лейб Дискин (5599—5685 /1839—1925/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из руководителей ашкеназской общины Йерушалаима.

Родился двадцать второго швата 5599 /1839/ года в г. Волковыске, на западе Белоруссии.

Изучал Тору под руководством отца, р. Йеошуа-Лейба Дискина (см.), возглавлявшего крупные общины Ломжи, Ковно (Каунаса), Шклова и Бриска (Бреста).

В пятилетнем возрасте Ицхак-Йерухам уже самостоятельно изучал Талмуд с комментариями Раши (см.) и тосафистов. А всего через четыре года, когда ему исполнилось девять лет, отец засвидетельствовал, что мальчик «разбирается во всех сложнейших разделах Талмуда».

На следующий день после своей бар-мицвы Ицхак-Йерухам отделился от своих друзей и в течение трех лет занимался Торой в уединении — не менее четырнадцати часов в сутки без перерыва (Ашалъэвет 5763 г., 24 с.6).

В возрасте шестнадцати лет он стал экзаменатором в ешиве своего отца в Ломже.

В шестнадцать лет он женился на дочери р. Захарии Залкинда из г. Динабурга (Двинска, ныне Даугавпилса). Вскоре после женитьбы ему предложили возглавить общину Ломжи, заменив отца, — но р. Ицхак-Йерухам наотрез отказался (там же).

В течение пятидесяти последующих лет он продолжал углубленные занятия Торой, ведя жизнь затворника в Динабурге, а позднее — в Умани.

В 5637 /1877/ году его отец, р. Йеошуа-Лейб Дискин, поселился в Йерушалаиме и стал фактическим главой ашкеназской общины города — «раввином для раввинов». Он основал в святом городе ешиву Оэль Моше (Шатер Моше), а затем и знаменитый «Сиротский дом Дискина». После его смерти, последовавшей в 5658 /1898/ году, его ближайшие ученики обратились к р. Ицхаку-Йерухаму с просьбой приехать в Землю Израиля и продолжить миссию своего отца (там же).

В месяце элул 5668 /1908/ года, после многолетних сомнений и колебаний, на семидесятом году жизни р. Ицхак-Йерухам прибыл в Йерушалаим. Он встал во главе ешивы и сиротского дома, основанных отцом.

В 5673 /1913/ году, когда умер р. Хаима Берлина (см.), возглавлявший ашкеназскую общину Йерушалаима, мудрецы святого города избрали на его место р. Ицхака-Йерухама — но он отказался от почетного назначения. Он стал, как когда-то его отец, «раввином для раввинов»: возглавивший общину р. Йосеф-Хаим Зонненфельд (см.) не предпринимал никаких серьезных шагов, предварительно не посоветовавшись с ним (там же с.7—8).

В 5678 /1918/ году евреи Йерушалаима, сохраняющие верность традиции, объединились в особую общину, названную Эйда харедит (Община богобоязненных). На учредительном собрании общины ее первым президентом (наси) был избран р. Ицхак-Йерухам, а главой раввинского суда общины — его ближайший сподвижник, р. Йосеф-Хаим Зонненфельд.

Эйда харедит была создана, чтобы противостоять быстро растущему влиянию «просветителей» и сионистов, сбросивших с себя «ярмо Торы». Р. Ицхак-Йерухам ясно понимал: конечная цель отступников заключается в том, чтобы искоренить все, связанное с Торой, из жизни евреев, — поэтому он решительно противился любым изменениям в традиционном общинном укладе, называя их «проломом в стене». Наряду с ведущими раввинами, в руководство Эйда харедит вошли восемнадцать известных профессоров и врачей, ратовавших за сохранение Йерушалаима в качестве святого города Торы. На состоявшихся в 5679 /1919/ году выборах в городской совет кандидаты от Эйда харедит получили большинство голосов.

Р. Ицхак-Йерухам Дискин умер двадцать девятого швата 5685 /1925/ года. Похоронен на Масличной горе.

с разрешения издательства Швут Ами


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше

Годы египетского рабства

Борух Шлепаков

Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?

Седьмой день Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха

Археология подтверждает Тору

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!

Недельная глава Аазину

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»