Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Сфирот — 10 видов воздействия Творца (Божественных эманаций)

Что такое сфирот?

Несомненно, всё, что связано со сфирот — глубокие вещи, которые невозможно понять человеку, не достигшему уровня изучения Каббалы (кому позволено изучать Каббалу, а кому нет — читайте «Кто может изучать Каббалу?»).

Поэтому даже в рамках нашего сайта нельзя дать сколько-нибудь глубокое представление о сфирот. Тем не менее, приведем общие сведения, которые помогут примерно представить, о чём идет речь.

Сфирот — это основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром.

Существует 10 сфирот 1:

Хохма (мудрость),

Бина (понимание),

Даат (знание),

Хесед (милосердие),

Гвура (могущество),

Тифэрет (великолепие),

Нецах (вечность),

hод (красота),

Йесод (основа),

Малхут (царство).

Сфирот делятся на четыре основные группы. Каждая группа включает в себя три сфиры:

1. Хохма, Бина, Даат;

2. Хэсэд, Гвура, Тифэрет;

3. Нэцах, hод, Йесод;

и одна группа состоит только из одной сфиры — Малхут.

В Каббале есть понятия Правая сторона и Левая сторона. Правая связана с Милосердием, а левая — с Судом.

И, если говорить образно, то в каждой из трёх вышеуказанных групп есть сфира, которая стоит как бы справа (со стороны Милосердия), другая — слева (со стороны Суда), а третья — как бы средняя между ними (включает в себя две «крайние» сфирот):

Бина — Даат — Хохма

Хэсэд — Тифэрет — Гвура

Нэцах — Йесод — hод

Малхут

Ещё каббалисты делят сфирот на две основные группы: три первых и семь остальных. Первая группа включает в себя три первых сфирот: Хохма, Бина и Даат. Она называется на языке каббалистов Гар. Это слово — аббревиатура: гимель ришонот (по-русски, «три первых»).

Гар считаются как бы главными сфирот. Царь Шломо упоминает Гар в книге Мишлей, говоря (3, 19): «Г-сподь мудростью (“бэ-Хохма” — намекает на Хохма) основал землю, утвердил небо пониманием (“би-Твуна” — намекает на Бина). Сознанием Его (“бэ-Даато” — намекает на Даат) разверзлись бездны и облака каплют росою».

Вторая группа включает в себя семь «нижних» сфирот: Хэсэд, Гвура, Тифэрет, Нэцах, hод, Йесод. Эта группа сфирот называется на языке каббалистов Зат, что означает: заин тахтонот«семь нижних».

Царь Давид намекает на Зат, говоря (Диврэй а-Ямим 1, 29): «Твоё, Г-споди, величие (“а-Гдула” — намекает на Хэсэд) и могущество (“а-Гвура” — намекает на Гвура), и слава (“вэ-а-Тифэрет” — намекает на Тифэрет), и вечность (“вэ-а-Нецах” — намекает на Нэцах), и красота (“вэ-а-hод” — намекает на hод), потому что всё, что в небесах и на земле, Твоё, Г-споди; Твоё царство (“а-Мамлаха” — намекает на Малхут), и превознесен Ты над всеми».

Как сказано, посредством этих качеств и их сочетания Творец управляет миром.

Каббалисты знают, что в точности означает каждая из этих сфирот. И это помогает им понять, как Творец управляет этим миром, а также как «привлечь различные влияния» — влияние различных качеств.

Как известно, в Торе Творец называется различными именами — подробнее об именах Творца читайте «Как зовут Б-га?». Каждое имя Творца «намекает» на одну из сфирот или на их сочетание.

Упоминая имена Творца в молитве, каббалисты обращаются к Творцу как к Проявляющему Себя в этих качествах. Однако обращаться с молитвой к самим сфирот — большой грех, поскольку молитва должна быть обращена только к Самому Творцу и ни к кому и ничему другому (см. «Почему нельзя молиться ангелам?»).

Мудрецы в Сифри 2 — сборнике алахических мидрашей и высказываний на Тору— делают вывод на основании слов Моше (пророка Моисея): «…когда бы мы ни воззвали к Нему»— «именно к Нему необходимо взывать (молиться), а не к Его сфирот» (Дварим 4:7).

Примечания:

1 — Во многих из них перевод неточен. Т.к. нет возможности точно перевести эти понятия на русский язык.

2 — К сожалению, эта часть до нас не дошла, но она упоминается во многих священных книгах.

Выводить материалы