Темы: Знакомства, Любовь, Страх перед будущим, Чувства и разум, Отношения до брака
Здравствуйте. Вопрос такой: как жениться без чувств влюбленности к девушке, на которой хочешь жениться, и реально ли это? В пример приводится Исаак и Ревекка, то, что у них не было влюбленности до брака. Так ли это? Н.
Уважаемый Н.!
Вы задаете интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо прояснить различия между понятиями «влюбленность» и «любовь», а также — о каком именно чувстве идет речь в рассказе об Ицхаке и Ривке.
Влюбленность и любовь — это совершенно разные вещи, и, если их путают, это может привести к очень неприятным последствиям. Не будем вдаваться в долгие объяснения, скажем только, что, согласно еврейской Традиции, настоящая любовь возникает только тогда, когда мужчина и женщина ощущают себя единым целым, чувствуют радость и боль другого как свою. А такое единение возможно лишь при условии, что они постоянно дают что-то друг другу, заботятся друг о друге, учатся понимать и чувствовать потребности другого. Для всего этого необходимо время, месяцы и годы совместной жизни. Поэтому выражение «любовь с первого взгляда» с еврейской традиционной точки зрения является бессмыслицей. Как можно почувствовать себя единым целым с человеком, которому ты еще ничего не успел дать и о котором даже ничего не знаешь?! В этом случае можно говорить только о влюбленности.
Влюбленность, в свою очередь, можно определить как физическое и эмоциональное притяжение к человеку, желание быть рядом с ним, строить и развивать отношения. То есть влюбленность является предпосылкой для развития настоящей любви. Соответственно, наличие влюбленности очень желательно для пары, которая только вступает в брак. Но на этапе выбора партнера надо стараться больше руководствоваться разумом, а влечение использовать только как «подсказку».
Теперь мы можем объяснить, как развивались отношения между нашим праотцом Ицхаком и праматерью Ривкой. В Торе сказано: «И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее» (Берешит 24:67). То есть показана именно та последовательность развития отношений, которая необходима для возникновения настоящей любви.
А насколько необходима влюбленность для гармоничного брака? Этот вопрос рассматривается еще в Талмуде. Там сказано, что каждый мужчина обязан увидеть свою невесту до свадьбы и убедиться, что она приятна ему и ничто в ней его не отталкивает. Только тогда, утверждает Талмуд, он сможет впоследствии по-настоящему полюбить ее. При этом наши мудрецы не видят необходимости в мощных, сводящих с ума, всепоглощающих романтических чувствах до свадьбы, которые так воспеваются в искусстве и выдаются за настоящую любовь. Цена таких чувств хорошо известна: они могут исчезнуть так же быстро, как и возникли, и молодые люди, не стремящиеся развивать настоящие отношения, могут с ужасом обнаружить, что остались чужими друг другу и эмоционально опустошенными. Но те, кто видит вещи в истинной пропорции, могут использовать эту начальную вспышку как хороший старт для строительства крепкой семьи.
А что говорят еврейские мудрецы о браке, заключенном без любви? Они осуждают человека, который женится по расчету, не испытывая никаких чувств к будущей супруге, например, ради ее богатства или общественного положения. Такого человека предупреждают, что его ждут проблемы с потомством, поскольку отношения между родителями очень влияют на душевные качества будущих детей. С другой стороны, если человек женится «во имя Небес», то есть стремится исполнить заповедь Б-га, например, если женщина — праведница и он хочет, чтобы у них были достойные дети, или берет в жены бесприданницу, которая не может устроить свою судьбу, его поступок считается достойным восхищения и ему обещано праведное потомство. Очевидно, существует огромное различие между браком, заключенным из эгоизма, ради заботы о себе, и браком, самое начало которого уже является самопожертвованием ради высокой цели. И возможность впоследствии развить настоящие, глубокие чувства в таком браке гораздо больше.
С уважением, Мирьям Климовская
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе