Темы: Беременность, Роды, Мирьям Климовская, Забота о себе, Материнство
Здравствуйте! Я знаю, что предохранение — это грех, но разве не равносильный грех — плодить нищету? Только не надо говорить, что Бог дал ребенка, даст и на ребенка. Это первое. А второе: если не предохраняться, то когда женщине жить, работать, посвящать время себе и мужу, заниматься спортом, выглядеть хорошо, пытаться добиться чего-то в карьере, путешествовать, встречаться с друзьями, если только и делаешь, что рожаешь, как кошка? Спасибо заранее! Н.
Уважаемая Н.!
Ваш вопрос отражает позицию многих современных женщин, которых приучили считать, что дети — это обуза и они только мешают жить по-настоящему. На самом деле женщина прекрасно может заниматься всем, что Вы перечислили, даже имея много детей. Но при одном условии: она должна правильно определить свои приоритеты. Если для женщины главное — карьера или развлечения, то она не сможет быть хорошей матерью даже одному ребенку. Но если она понимает, что материнство, способность давать и взращивать новую жизнь — это высшая ступень раскрытия женской сущности, основное предназначение женщины и высочайшая честь, она сможет найти разумный баланс между своими основными обязанностями и всем, чем ей еще хотелось бы заниматься в жизни. Ведь для того, чтобы быть хорошей матерью, женщина должна заботиться о себе, иметь хорошее здоровье и настроение. На то, что для нас действительно важно, время всегда находится.
Позволю себе также не согласиться с утверждением «предохранение — это грех». Разумеется, поскольку человеку дана заповедь «плодитесь и размножайтесь», искусственно препятствовать наступлению беременности без уважительной причины — значит не выполнять предписывающую заповедь. Если же есть причины воздержаться от деторождения — например, если беременность грозит разрушить здоровье женщины, то предохранение не только не является грехом, но и позволяет выполнить другую, не менее важную заповедь — «очень берегите ваши души». Все эти вопросы в еврейской семье решаются вместе с компетентным раввином.
И с тем, что «плодить нищету» — это грех, я не могу согласиться. Встречался ли Вам когда-нибудь человек, который считал бы себя «расплодившейся нищетой» и по этой причине сожалел о своем рождении? Наоборот, разочаровавшиеся в жизни самоубийцы как раз чаще бывают единственными детьми богатых родителей, обеспеченными сверх всякой меры и ни в чем не знающими отказа. Как учит опыт поколений, помехой счастью для человека является не бедность, а неправильный взгляд на мир, неспособность радоваться всему, что он имеет в жизни. И хотя Вы не хотите, чтобы Вам говорили, что Всевышний — и только Он — дает жизнь и пропитание всем сотворенным, попробуйте задать себе один вопрос. Знаете ли Вы точно, откуда Вы получаете жизнь, здоровье, пищу и способность ее усваивать, воздух для дыхания, и т.п.? И можете ли сказать, что там, откуда все это дается Вам, не хватит запасов еще на кого-нибудь? Если человек считает, что он вправе распоряжаться судьбами других людей, рано или поздно ему придется столкнуться с реальностью, которая покажет, что даже его собственная судьба от него не зависит.
Сравнение многодетной матери с кошкой тоже не кажется мне корректным. Все живое выполняет повеление «плодитесь и размножайтесь» бессознательно, и никому, кроме человека, обладающего свободой выбора, не полагается за это награды. Однако если женщина понимает, что, добровольно давая жизнь, она принимает участие в осуществлении грандиозного замысла Творения, и ради этого готова идти на некоторые жертвы (то есть чуть меньше внимания уделять тому, чтобы «заниматься спортом, выглядеть хорошо, пытаться добиться чего-то в карьере, путешествовать, встречаться с друзьями»), — она может удостоиться бесконечной награды, с которой нельзя сравнить никакие удовольствия этого мира. Но на самом деле именно материнство может быть источником наибольшего наслаждения, которое только доступно на земле. Желаю Вам и всем женщинам испытать это счастье!
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»