Темы: Запреты, Заповеди, Наши родители, Почитание родителей, Конфликты с родителями
Шалом рав! Прошу, подскажите: как необходимо действовать, если мама всячески и целенаправленно выводит на конфликт? И тем самым подталкивает к нарушению заповеди о почитании родителей своих?! В подобных условиях вечного усугубления конфликта нецензурной бранью с ее стороны, переходов на личности трудно испытывать к человеку какие-либо положительные эмоции и соответственно относиться. N.
Шалом, уважаемая N.,
Спасибо Вам за вопрос.
Это актуальная тема, так как, к сожалению, очень часто у людей складываются тяжёлые отношения с родителями, когда родители недовольны, постоянно критикуют, суют нос не в свои дела, командуют и даже унижают… И вопрос, как же при всём при этом их можно уважать, волнует очень многих.
А ответ на него достаточно простой, хотя и совсем непростой для выполнения. Дело в том, что в Торе два раза приводится эта заповедь: в книге Шмот (20:12): «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе».
И в книге Дварим (5:16): "Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Б-г твой, отдает тебе".
В обоих случаях Тора подчёркивает, что заповедь почитания родителей дана для нашего же блага («дабы продлились дни твои», «и чтобы хорошо было тебе»), но ни в том, ни в другом случае не сказано, что родителей надо уважать, только если они достойны уважения.
Более того, как известно, заповедь об уважении к родителям была начертана на первых скрижалях. В чём различие между первыми и вторыми скрижалями?
Одно из объяснений: на первых скрижалях были заповеди «между человеком и Всевышним» (т.е. обязанности, которые человек должен выполнять по отношению к Б-гу), а на вторых — заповеди «между человеком и его ближним» (т.е. обязанности, которые человек должен выполнять по отношению к другому человеку).
Несмотря на не всегда приятную действительность, мы продолжаем с полной готовностью, от всего сердца соблюдать заповеди, не предъявляя претензий к Всевышнему. Именно так следует выполнять заповедь по отношению к родителям, ведь они для нас — не частные люди, а посланники Всевышнего.
Другое объяснение: на первых скрижалях были заповеди, которые невозможно постичь с помощью человеческой логики и здравого смысла, а на вторых — заповеди, которые абсолютно понятны и естественны для любого человеческого сообщества.
Говорят наши мудрецы: это значит, что заповедь почитания родителей не поддаётся нашему пониманию. Почему? Потому что естественно и логично, что мы готовы уважать человека, который достойно и деликатно себя ведёт, никого не обижает, сохраняет дистанцию и не суёт нос, куда не следует.
А если человек ведет себя иначе, здравый смысл подсказывает, что он не достоин уважения. А с родителями такой подход не работает. Так что это совершенно нелогичная заповедь, мы обязаны их уважать даже, когда они плохо себя ведут.
И последнее. Сказано в Торе: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…» (Ваикра 19:3). И сказано в Гмаре (Кидушин 31 б), что одно из проявлений такого страха, трепета перед родителями — в том, что МЫ НЕ МОЖЕМ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ РОДИТЕЛЕЙ, т.е. не можем занять их место.
Как в физическом, так и (согласно толкованию) в духовном смысле.
С другой стороны, сказано, что нельзя судить другого человека, пока не окажемся НА ЕГО МЕСТЕ (Пиркей Авот 2:4). Т.е., раз мы не можем оказаться на месте родителей никогда, значит, не имеем права ни судить их, ни осуждать. И даже просто оценивать: хорошо они поступают или плохо.
Поэтому когда мама оскорбляет, ругает, критикует, переходит на личности, это, конечно, очень тяжело слышать. И тем более тяжело испытывать от этого положительные эмоции, как Вы пишете.
Но этого от нас никто и не требует. Мы в это время должны чувствовать, что родители для нас — посланники Всевышнего и всё, что они делают по отношению к нам, — это «Сам Всевышний говорит» с нами. Значит, по каким-то причинам мы должны прожить эту ситуацию.
И всё, что нам следует сделать, — это принять ситуацию и работать над собой. Главное — всегда помнить, что МЫ НИЖЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, и это понимание поможет нам выполнить непростую заповедь почитать их.
И самое важное: от выполнения этой заповеди зависит вся наша жизнь, ведь стих, который мы привели выше (Дварим 5:16), содержит условие: «Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Б-г твой, отдает тебе».
Т.е., если мы будем уважать родителей, то у нас будет всё хорошо в жизни.
А так как родители всегда настроены на то, чтобы дать детям всё самое лучшее, то когда они чувствуют, что дети их не уважают, — начинают сами требовать уважения к себе, иногда даже — силовыми и некрасивыми способами. Чтобы мы, выполняя эту заповедь, смогли получить все предназначенные нам блага в этой жизни.
Желаю Вам большой выдержки и душевных сил, а также — помощи с Небес в выполнении этой великой заповеди.
С уважением, Лея Хмельницкая
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»