Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Наши родители, Отношения с внуками, Нерелигиозные родители
Добрый день! Скажите, пожалуйста, стоит ли воспитывать детей на языке, на котором не говорят нерелигиозные родственники?
Оправдание для этого есть (общество в котором я живу), не будет как хилуль Ашем (осквернение имени Всевышнего), да и русский мат не попадёт в иерусалимский хедер. Большое спасибо! N.
Уважаемый N.,
Ваш вопрос очень серьезный, и об этом спрашивают многие. Важно понять, нужно ли в данном случае создавать «перегородку» между Вашими детьми и Вашими нерелигиозными родственниками — или же Вы хотите сохранить для своих детей возможность общения с ними.
Иногда нерелигиозные родственники типа дедушки и бабушки не знают другого языка, кроме русского, но ведут себя уважительно в отношении своих религиозных детей — родителей их внуков — и того, что принято в той среде, где живут их дети и внуки.
В этом случае стоит, чтобы у детей был хотя бы базовый русский, на котором они могли бы рассказать что-то дедушке и бабушке, расспросить, как те поживают, поблагодарить за подарок, за внимание и т.д.
Если же родня настроена «спасти детей от их помешанных на религии родителей» и повлиять на них соответствующим образом, то чем меньше дети смогут с ними разговаривать, тем будет лучше для всех.
(По-прежнему важно научить десяти-пятнадцати вежливым оборотам — «спасибо», «на здоровье», «доброе утро» и т.д., — чтобы родне не было понятно, что Вы специально исключаете возможность более глубокого контакта).
Что касается людей, которые при детях переходят на ненормативную лексику, в любом случае нужно держать детей подальше от них — не только для того, чтобы в хедере не прозвучали некоторые слова, но и для того, чтобы чистые уши детей такого не слышали и их души не засорялись бы.
Прекрасно помню, как мой дедушка, зихроно ли-враха (благословенной памяти), говорил нам всем: «Никогда не говорите при маленьких детях что-то, что не было бы предназначено для их ушей, если бы они могли понимать. Потому что душа понимает и на нее это влияет плохо».
С уважением и пожеланием найти правильные для Вас пути воспитания, Ципора Харитан
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Полная хронология исхода из Египта, включая чудеса, которые происходили с евреями. Прощание с рабством началось с извлечения саркофага.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
р. Ури Калюжный
Как проявляется величие Б-га в том, что Он уничтожил всадников вместе с лошадьми?