«Это то, что просят от Ашема праведники. Не просят лишнего. Только необходимое. Каждый достойный и богобоязненный удовольствуется малым, и не желает лишнего, и улучшает свое сердце в страхе перед Небесами». Ховот а-Левавот
Раби Песах Трокер был одним из мудрецов Иерусалима. Учил Тору вместе с раби Хаимом-Ицхаком, Магидом из Вилькомир.
Однажды Рав Трокер обратил внимание, что рав Хаим Ицхак много говорит о вреде излишеств (что было ему несвойственно). Удивился рав Трокер — ведь рав Хаим-Ицхак явно намекал на него, и это было странно. Потому что жил он в бедности, и хевруте это было прекрасно известно. Тогда он решил прямо спросить рава Хаима-Ицхака, что тот имеет в виду.
— В рош ходеш (новомесячье) я видел у тебя на столе дорогую шелковую скатерть, — ответил тот. — Сегодня шелковая скатерть, завтра — кто знает, какие еще излишества!
Рав Трокер огорчился и тут же принялся, как бы в оправдание, рассказывать историю этой скатерти.
— Во времена моей юности я жил в Ковно. Один из богатых евреев, поддерживающих общину, тяжело заболел. В течение длительного времени я приходил к нему в дом и учил с ним вместе Мишну. Когда парнас выздоровел, то объявил мне, что хочет заплатить за мой труд, но я отказался принимать плату. В один прекрасный день мне пришла посылка. Сыновья того человека писали, что отец их умер и завещал мне вот эту шелковую скатерть. Он просил, чтобы я постелил ее на стол, когда буду жить в Святом городе. Моя жена отказалась принять подарок. Она сказала, что шелковая скатерть не добавит страха перед Небесами, поэтому — зачем она нужна? Но я решил уважить просьбу покойного…
Выслушал Магид рассказ, но мнения своего не переменил. Тогда решили оба пойти к раву Иерусалима, раби Шмуэлю Саланту. Стал рассуждать рав: с одной стороны, нужно выполнить последнюю волю покойного и не следует приводить в смущение его сыновей, а с другой — нельзя допускать излишеств в Святом городе.
И рав решил: можно расстелить шелковую скатерть, но поверх нее нужно постелить другую — из простой ткани. И тогда не будет это выглядеть, как излишество…
Тому, кто стремился к духовности, материальные блага только мешали. Жизнь по Торе и стремление к излишествам и удобствам всегда противоречили друг другу. В наше время эти простые истины уже не так просты и очевидны, и никто не требует от нас спать на голом полу и есть скудную пищу. Можно пить кофе со сливками и спать на ортопедическом матрасе. Только нужно помнить, что главное, а что — второстепенное в этом искривленном мире…
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»