Рош а-Шана в синагоге раби Шломо из Радомска. Толпа молящихся приготовилась внимать голосу шофара. Трубящий — уважаемый, праведный еврей, талмид хахам, который уже много лет подряд исполнял эту роль, — поднес шофар к губам. Но рог не издал ни звука. Снова попытался бааль токеа начать трубление, но тщетно. Его руки дрожали, дыхание сбивалось. После нескольких неудачных попыток рав вызвал трубить другого еврея. И тот с легкостью извлёк из шофара чистые громкие звуки. У первого бааль токеа помутилось в глазах. Рав это заметил. И после молитвы обратился к нему.
— Я припоминаю один рассказ о драгоценном алмазе исключительной красоты, чистоты и величины, который требовалось огранить. Ни один ювелир не брался за эту работу, потому что одно неверное движение могло уничтожить неповторимый камень. Правитель страны приказал самому лучшему ювелиру огранить камень. Тот ходил вокруг него целый месяц и страшился прикоснуться: он слишком хорошо понимал невероятную ценность алмаза и у него дрожали руки. В последний день назначенного срока он позвал своего помощника и велел ему огранить алмаз. И тот огранил его легко и просто, потому что не понимал стоимости камня, не понимал, какая ответственность ложится на его плечи. Так и ты не смог трубить пред Царем царей, потому что чувствовал глубину этого святого действа. А тот, кого я вызвал, — не был отягощен таким пониманием и легко оттрубил положенное…
Рош а-Шана на пороге. Понимаем ли мы глубину этого факта? Можем ли почувствовать серьезность ожидающего нас Суда?
Грядущий год подобен непрочитанной книге. Неизвестно, что скрывается за плотной обложкой: какие тайны, какие сюрпризы? Что нас ожидает — падение или взлет? Будет ли этот год полон добрых вестей и благословения или — печали? Невозможно знать…
И все же непрочитанная книга уже написана, а события будущего года еще дано изменить. Святой, Благословен Он, открывает перед нами окно возможностей. Возможность — как пролетающая перед носом купюра в пятьсот евро — нужно хватать сразу, потом будет поздно!
Постараемся же не упустить момент и приблизиться к Творцу, чтобы записал Он нас в Книгу Жизни!
Тематический обзор по теме «Рош аШана — еврейский новый год»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»