Вечер. В бейт мидраш «Кааль хасидим», расположенный в районе «Шаарей хесед», вошел Ицхак, богатый американский еврей. Он прибыл в Израиль на несколько дней, чтобы встретиться с равом Виденфельдом, главой ешивы. Ему нужно было посоветоваться об одном важном деле и получить у рава благословение.
Авраам, друг Ицхака, проживавший в Израиле, сообщил, что можно увидеться с равом, если придешь молиться вечернюю молитву в ту синагогу, где молится рав. После молитвы можно поговорить с ним несколько минут.
Закончив молиться, Ицхак оглядел зал синагоги и вздохнул. Видимо, сегодня глава ешивы не пришел сюда. Вокруг были только обычные евреи, небольшая группа которых собралась в углу синагоги, чтобы послушать урок по ежедневному листу Талмуда.
«Уж среди них-то точно нету рава Виденфельда, это урок не для его уровня» — подумал Ицхак и снова вздохнул, — «Видимо, придется прийти завтра.»
На следующий вечер он снова пришел, помолился вместе с общиной и вновь стал оглядывать зал в поисках человека в дорогой одежде, окруженного сопровождающими, сидящего на почетном месте… одним словом, главу ешивы. Но снова Ицхак не увидел никого, кроме нескольких десятков простых евреев, часть из которых вновь остались на ежедневный урок.
Выйдя на улицу, Ицхак позвонил Аврааму и поделился с ним своим разочарованием.
— Я уже дважды приходил на вечернюю молитву в ту синагогу, что ты мне сказал, но рава там не было. Послезавтра утром я улечу в Америку, так его и не увидев! — посетовал он.
Авраам очень удивился.
— Не может быть, что рав не пришел на маарив. Он всегда молится именно в этой синагоге. — сказал он. — Завтра я приду туда вместе с тобой.
На следующий вечер они пришли в синагогу вместе. Началась молитва, а когда она закончилась, Авраам сказал:
— Ну вот, теперь подойдем к раву.
— Он здесь? — удивился Ицхак. — Но где? Я его не вижу!
— Он вон там, — указал Авраам на группу евреев, слушающих урок.
— Это глава ешивы?! — поразился Ицхак. — Но где его особая одежда, где сопровождающие лица? Он выглядит, как обычный человек, и слушает урок, как простой еврей!
— Ну да, — улыбнулся Авраам, — он очень скромный человек. Но это только подтверждает его величие.
Истинное величие.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»