«… никакую закваску и никакой мед не должны вы воскуривать в огнепалимую жертву Ашему…»
Молодой Ицхак Эльханан был очень беден. Он учился в ешиве в Вильно, посвящая учебе все своё время. Юноша учился самозабвенно и самоотверженно, стараясь не отвлекаться ни на что, даже на случайные заработки. Хотя немного денег ему бы не помешало: вот, например, обувь совсем износилась, от подметок скоро останется лишь воспоминание… Как тогда идти учиться?
Набравшись смелости, Ицхак Эльханан решил обратиться к одному из состоятельных евреев с просьбой пожертвовать ему ботинки.
Тот купец был богат, и пара ботинок не стали бы для него большой тратой. Однако он отказал ешиботнику в просьбе. «Обувь стоит денег, — высокомерно сказал он. — А если тебе нечем платить, поработай у меня несколько дней и получишь пару ботинок».
Ицхаку Эльханану это предложение совсем не подходило. Пара ботинок не стоит нескольких дней учёбы. Ведь это десятки часов Торы! Разве можно ими пожертвовать? Кое-как подвязав подметки, юноша продолжил учебу.
Прошли годы. Молодой ешиботник вырос и стал большим талмид-хахамом, знатоком Торы. А еще через несколько лет рав Ицхак Эльханан Спектор возглавил раввинат города Ковно. Теперь его имя было известно во всем мире.
Когда рав Спектор закончил писать свою книгу «Нахаль Ицхак», то отправился в Вильно, чтобы сдать ее в типографию. Вильно приняла мудреца по-царски. Равы, знатоки Торы, ешиботники, дельцы и вообще все евреи буквально осаждали жилище рава Спектора, чтобы засвидетельствовать свое почтение.
Был среди них и богатый купец, тот самый, который много лет назад отказал молодому Ицхаку Эльханану в паре ботинок. Рав Спектор сразу узнал его, а купец не смог признать в знаменитом мудреце того худого подростка, у которого не было денег даже на обувь.
Со священным трепетом обратился купец к талмид-хахаму и предложил ему денежное пожертвование. Он предлагал взять на себя издание книги «Нахаль Ицхак». Богач почти умолял позволить ему полностью оплатить услуги типографии, ведь это такая честь — поддерживать изучение Торы!
Ответил ему рав: «Когда-то ты сказал мне, что за обувь платят деньгами, и это правильно. Но за Тору платят не деньгами, а тяжелым трудом. Если бы я пожертвовал своим временем для того, чтобы заработать на ботинки, этой книги сейчас бы не было. Свои время и силы я принес в жертву Торе. Многие дельцы теперь рады принести свои жертвы, чтобы удостоиться частички Святой Торы. Но не любая жертва может быть принята».
Тора ясно говорит нам, какие жертвы угодны Всевышнему. Те, в которых нет квасного и мёда, нет эгоизма и лести, а лишь чистая любовь к Святой Торе и уважение к тем, кто учит ее, в богатстве и в бедности.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»