Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Велик день дождей — как тот день, в который были сотворены небо и земля» (Таанит 7 б).

Великий каббалист, святой Магид из Кожниц[i] писал в своей книге («Аводат Исраэль» к празднику Шмини Ацерет), что здесь содержится намек на праздник Симхат-Тора, в который произносят благословение «Посылающий дождь».

Из этих слов Магида следует, что у сотворения мира была цель: в этом мире предстояло обитать людям, которые поднимут глаза к небу и узнают своего Творца, будут благодарить Его и молиться Ему. См. об этом у Рамбана[ii] (в его комментарии к главе Бо).

По этой причине Б-г не посылал дождь на землю, пока Адам не попросил об этом. Так что, когда евреи собираются в синагогах и молятся о дожде, этим достигается цель сотворения неба и земли. На Небесах наступает час благоволения!

Теперь нам будет легче понять следующие слова Талмуда: «Велик день дождей, ведь даже спасение умножается (размножается) тогда[iii]…» (Таанит 7 б), «Велик день дождей, ведь даже мелкая монета в кармане благословляется тогда» (Таанит 8 б).

Да будет воля Всевышнего, чтобы благодаря святому празднику и молитве о дожде к нам пришел обильный достаток, добро и благословение, радость и ликование, спасение и утешение.

Еще сказано: «Велик день дождей, ведь даже войска (врагов) прекращают (наступление) тогда» (там же). Не слышно взрывов и сирен скорой помощи, Б-г дарует земле мир и уничтожает страхи.

«Велик день дождей, как день собирания изгнанников» (там же) — все жители земли узнают, что Б-г — Царь царей над царями, а всё остальное — суета сует; да удостоимся мы вскоре полного избавления.

Рассказывал рав Галинский, да будет благословенна память о нем:

Меня пригласили прочитать лекцию в одном далеком поселении. Там подобралась община баалей-тшува (людей, вернувшихся к Торе и заповедям), которые хотели углубить свое знание Традиции. Они расклеили огромные объявления, где приглашали всех прийти послушать.

Нерелигиозные жители поселения также прочли объявления, и корреспондент местного еженедельника был откомандирован собрать впечатления и сделать «атмосферную статью». Я приехал и увидел его: парня с микрофоном и копной кудрей, среди которых маленькая кипа напоминала корабль в волнах морских. Он спросил, можно ли взять у меня интервью.

— Я здесь гость, как и ты; спроси организаторов, — ответил я.

Он сел в заднем ряду, закинул ногу на ногу и стал слушать. Я говорил, зал хорошо принимал выступление. В конце урока мы прочли Кадиш дэ-Рабанан (его читают после изучения Торы), и журналист перешел в наступление. Он задал вопрос одному из баалей-тшува:

— Скажите, у кого есть бОльшая доля в Будущем мире — у вас, изменившего свой образ жизни, или у авреха[iv] из Бней-Брака, который вырос внутри религиозной теплицы?

Если бы об этом спросили меня, я бы ответил: конечно, у бааль-тшува! На том уровне, где находятся раскаявшиеся и вернувшиеся к Б-гу, даже совершенные праведники не могут удержаться (Брахот 34 б). Я очень ценю их, знаю, с чем им приходится справляться. Счастливы они, и прекрасен их удел!

К моему удивлению, тот человек ответил:

— Конечно, у авреха из Бней-Брака.

Журналист удивился. А бааль-тшува ему объяснил:

— Это же очень просто! Я рос в светском обществе и постепенно убеждался, что там ничего нет, кроме бессмысленности, грязи и пустого самовосхваления. Поэтому для меня было естественно искать истину и смысл, святость и свет. И я нашел. Полагается ли мне за это награда?

Но аврех из Бней-Брака рос в религиозной среде. Он мог бы думать, что упускает что-то ценное, что есть в светской жизни; что соблюдать заповеди — значит жертвовать благами светской жизни. Конечно, за то, что он не пошел за этими воображаемыми благами, ему полагается награда в Будущем мире. А мы, как и вы, знаем, что в светском мире искать нечего.

Как же я был горд за этого человека и как рад услышать его ответ. (Вэ-Игадэта)


[i] Раби Исраэль бар-Шабтай Офштейн (Магид из Кожниц, 5496-5575 /1736-1814; Галиция) — выдающийся праведник, один из духовных лидеров поколения. Историю его рождения см. в рассказе «Танец ангелов». Самая известная из его книг «Аводат Исраэль» («Служение Израиля») — его толкования Торы.

[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[iii] См. стих 45:8 в книге пророка Йешаяу, который можно перевести так: «Кропите, небеса, сверху, и тучи (пусть) прольют справедливость, раскроется земля и умножатся (размножатся) спасение и праведность, произрастит (она их) вместе. Я, Господь, сотворил это».

[iv] Аврех — сегодня так называют женатого человека, который всецело посвящают себя изучению Торы. Аврехи, как правило, учатся в специальном учебном заведении для женатых мужчин — колеле. Термин «аврех» взят из Пятикнижия, так восклицали перед колесницей Йосефа, когда Фараон сделал его вторым человеком в царстве (см. Берешит, 41:43).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше