Темы: Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот, Радость, Тишрей, Тора, Рассказы
Мы прошли через целый ряд святых дней, великих и возвышенных. Когда они завершаются, в последний день, у нас — радость, пение, мы танцуем с Торой в руках. Это праздник Симхат-Тора.
В чем суть этой радости, почему она так мощно проявляется именно в последний день осенних праздников — накануне наступления зимы и возвращения к рутинной жизни?
Рассказывают о раби Элазаре из Белостока, одном из выдающихся мудрецов Коцка. Ему приходилось много трудиться ради пропитания, и однажды он открыл душу своим товарищам:
Знаете, человек ведь живет не вечно… Я подумал, что однажды наступит мой день и душа поднимется на небо, чтобы отчитаться за прожитую жизнь. Сказано, что суд над человеком начинается с вопроса, учил ли он Тору (Кидушин 40 б).
Меня спросят:
— Ты учился, Элазар?
И что я отвечу?..
Скажу:
— У меня не было времени, я только иногда приходил на уроки то здесь, то там…
— Почему же, Элазар?
А я отвечу:
— Мне приходилось много работать ради пропитания.
— Да разве ж это ответ? — возвысит голос Сатан-обвинитель. — Оставил в стороне жизнь вечную и занимался сиюминутными делами?
И что мне после этого сказать? Он прав. Я отвечу:
— Мне хотелось учиться, но жена на меня кричала: дома пусто, дети голодны…
Сатан издевательски захихикает:
— Хи-хи-хи, да разве ж это ответ?
И тогда я прикрикну на него:
— Замолкни, Сатан! Нет у тебя права это говорить!
Присутствующие удивятся, а я объясню:
— Открыли нам нашим мудрецы: когда в Рош а-Шана трубят в шофар, Сатан думает, будто это шофар Машиаха, возвещающий Избавление. Сатан пребывает в недоумении, и тут вновь раздается звук шофара. Опасения Сатана превращаются в уверенность, аргументы заканчиваются, он окончательно запутывается.
А у меня вопрос: неужто его память настолько коротка? Ведь стоит ему чуть-чуть задуматься, он немедленно вспомнит, что всё это уже было год назад и ранее.
Ответ же прост.
Верно, если он задумается, то вспомнит. Но когда он слышит шофар, то впадает в смятение, тревожится. В таком состоянии он неспособен вспоминать. Так разве теперь, Сатан, ты не понимаешь, что крики моей жены и плач детей так же ввергают меня в смятение, как тебя — звук шофара?
Этот «разговор» раби Элазара с Сатаном-обвинителем может многому научить нас. Будничные дела, житейские заботы способны поглотить нас полностью. Что же будет с нашей духовностью, с изучением Торы? С каким багажом мы подойдем к Дням трепета на следующий год? Скажем ли снова: «Как бедные и нищие стучим мы в двери Твои»[i], чувствуя, что упустили самое важное?
Для этого нам и дан этот возвышенный день — Симхат Тора, — чтобы мы утвердили в своем сознании, насколько важно изучение Торы, и приняли решение: увеличить количество уроков, продвинуться в учебе. С этим решением начнем год продвижения и света! (Маайн а-Моэд)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»