Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чем важней задача, тем основательней мы должны подготовиться к её реализации. Процесс подготовки требует терпения, а результатов может не быть очень долго»Рав Авраам Борнштейн, Ребе из Сохачева, из книги Авнэй Нэзэр
Четыре вида растений символизируют десять святых сфирот, через которые Всевышний управляет миром. Человек может «взять в свои руки» эти сфирот и «потрясать» ими, направляя в нужную сторону. Это происходит при каждом поступке человека, например, когда он проявляет милосердие или прощает обиды.

Наши учителя-каббалисты сказали, что четыре вида растений — «намек» на четыре буквы имени Б-га (Йуд-Кей-Вав-Кей), благословен Он (Шаар а-Каванот[i], Суккот 5) и на десять святых сфирот[ii] (Эц Хаим 4:3). Рав Риканати[iii] приводит в этой связи слова мидраша (Ваикра Рабба 30:9, к стиху 23:40[iv]):

«Плод дерева красивого (hадар)» — это Святой, благословен Он, о Котором сказано: «красотой и великолепием (hадар) облекся» (Тэилим 104:1). «Ветви пальмовые (тмарим)» — это Святой, благословен Он, о Котором сказано: «Праведник, как пальма (тамар), расцветет» (Тэилим 92:13). «Отростки дерева густолиственного» — это Святой, благословен Он, как сказано: «и стоит Он между миртами» (Зхарья 1:8). «И верб (арвэй) речных» — это Святой, благословен Он, как сказано: «превозносите Восседающего на небесах (ба-аравот[v])» (Тэилим 68:5).

Возникает вопрос: если бы четыре вида растений «намекали» на народ Израиля, тогда слова Торы «и возьмите себе» (Ваикра 23:40) можно было попытаться понять как повеление «взять себя в руки» — а заодно и весь еврейский народ, так как все евреи отвечают друг за друга. Но «взять в руки» Святого, благословен Он… как это понимать?!

Впрочем, вот что говорил об этом святой ребе из Ропшиц[vi]: «Приди и узри, как велика заповедь о четырех видах растений: человек словно “берет” Самого Святого, благословен Он, и “потрясает” Им во все стороны!»

Но в этом-то и вопрос — что это значит?

Если судить «попросту», Ропшицер Ребе имел в виду слова Гмары (Моэд Катан 16 б): «Праведник постановляет, а Святой, благословен Он, исполняет». Сказано в мишне Авот: «Исполняй Его волю как свою собственную, чтобы Он исполнял твою волю как Свою» (Пиркей Авот[vii] 2:4).

Но если слова ребе из Ропшица означают именно это, то заповедь о четырех видах растений была бы актуальна только для праведников, а не для всех евреев, не для нас. Однако ее обязаны выполнять все.

Поэтому мы обязаны предположить, что здесь есть и другое объяснение. Но сначала — история:

Праведный раби Моше из Кобрина[viii]находился в пути и остановился на ночлег в гостинице. Там он услышал, как хозяйка рассказывала знакомой о своих бедах, а в конце воскликнула:

— Но Всевышний исполнен милосердия! — и начала объяснять: — Это подобно сосуду, до краев наполненному водой. Только тронь — вода польется наружу… так и Творец исполнен милосердия: мы лишь «касаемся» Его, и милосердие «проливается наружу».

Весь вопрос в том, как именно нужно «касаться» Творца. Как поступать, чтобы был шанс, что Его милосердия «перельется через край»?

Один из путей — конечно, молитва. Удивительно, что молитва называется «столкновением», т.е. весьма энергичным «прикосновением», как сказано: «И пришел (ва-ифга, ויפגע — наткнулся) на одну местность (место)» (Берешит 28:11). Молитва означает прилепление и близость к Всевышнему, и благодаря ей многое становится возможным.

Молитва очень важна… Но есть и «методы точечного воздействия». Мы хотим пробудить милосердие Творца? Ключ в наших руках: «К каждому, кто проявляет милосердие к сотворенным, проявляют милосердие с Небес» (Шабат 151 б).

Хотим, чтобы наши грехи были прощены? Ключ в наших руках (Рош а-Шана 15 б): «Кому прощают грех? Тому, что проходит мимо преступления»[ix]. Там же сказано: «Каждому, кто не настаивает на (тех) своих правах, (которыми можно пожертвовать ради чего-то более важного), не вменяются в вину все его грехи».

Короче говоря, Творец поступает с каждым в соответствии с принципом «мера за меру». Той мерой, которой человек меряет других, ему отмеряют Свыше. Это объясняет и смысл известного стиха Мишлей: «Следующий за справедливостью и милосердием найдет жизнь, справедливость и почет» (21:21).

К тому, кто помогает нуждающимся, проявят милосердие Свыше. А разве найдется хоть один человек, который бы в этом не нуждается?..

Десять святых сфирот — каналы, через которые Всевышний управляет Своим миром. Управление через милость (Хесед), силу (Гвура) или красоту (Тиферет) и т.д. Сфирот делятся на четыре группы. На них, как уже было сказано, намекают четыре буквы имени Б-га.

Каждый человек способен «взять в свои руки» эти каналы управления и «потрясать» ими, направлять в нужную сторону. Это происходит при каждом поступке человека: проявил милосердие, уступил — привлек милосердие в мир и к самому себе, смягчил предначертания и способствовал прощению. А если наоборот — значит, наоборот (да спасет нас от этого Всевышний)!

Мы уже говорили о стихе из Ваикра (23:40): «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого… и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней».

Наш учитель Рамхаль[x] объясняет, что наша радость в праздник вызывает радость на Небесах, «пред Господом, Б-гом вашим». От этой Радости и к нам приходит вечное благословение и свет. (Маайн а-Моэд)

Гаон раби Элияу Мани[xi], главный раввин Хеврона, писал: «Имя Всевышнего “Э-ль”, как известно, означает меру милосердия, как сказано: “Милость Б-жья (хесед Э-ль) весь день” (Тэилим 52:3). Это же имя упоминается первым среди тринадцати качеств милосердия, которое Всевышний проявляет к тем, кто преступает Его законы: “Кто Б-г (Э-ль) как Ты, (Который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступления…”» (Миха 7:18).

Чтобы глубже понять это, представим себе следующую ситуацию: добросердечный и милосердный богач вышел из дома, прошел по своему саду, по тропинке, вьющейся вокруг клумб с редкими цветами и красивых деревьев.

А выйдя из сада, увидел возле калитки оборванного голодного нищего, бессильно прислонившегося к ограде. Богач протянул ему монету и спросил с большим сочувствием:

— Может, ты болен? Нуждаешься в лечении?

— Нет, — ответил нищий. — Я здоров и крепок!

— Тогда почему не идешь работать и сам не зарабатываешь себе на хлеб?

А нищий протянул ему свои руки:

— Чем мне работать? Этими десятью пальцами? У меня нет инструментов, я даже не знаю, как начать!

Богач развернулся, отправился в сарай садовника, взял топор и вернулся к бедняку:

— Вот, возьми этот топор в подарок. Иди в лес, наруби дров, продай их, и так ты начнешь достойно себя обеспечивать.

Нищий молча, с угрюмым видом взял топор, даже спасибо не сказал. А богач пошел на работу и вернулся только к вечеру. Нищего у ограды уже не было, и благодетель с радостью подумал: «Наверняка пошел работать».

Открыл калитку — и онемел от изумления.

Его чудесный сад! Где же он? Цветы растоптаны, кусты поломаны, деревья вырублены. Оставалось лишь одно дерево, а нищий трудился изо всех сил, чтобы срубить и его, яростно махал топором, словно стремясь поскорее завершить свою разрушительную работу.

Смысл притчи ясен: «Кто Б-г как Ты?..» — Ты сотворил нас, придал форму, даровал нам жизнь, дал силу и понимание, чтобы мы могли обеспечить себя духовно и материально, честно зарабатывать, исполнять Тору и заповеди с помощью способностей, которыми Ты наделил нас. Силу и богатство мы получаем только из Твоей руки!

А что сделали мы?

Взяли Твои подарки и использовали их… против Тебя! Вырубили посадки[xii], растоптали цветы… Каждый грех — как уничтожение цветка, отрубание ветки, спиливание ствола… «Кто Б-г как Ты, (Который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступления!..». (Йосеф Даат — Сиах Ицхак)


[i] «Шаар а-Каванот» — книга, написанная раби Хаимом Виталем по урокам Аризаля. Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.
Раби Хаим бар-Йосеф Виталь (5303-5380 /1543-1620, Цфат — Египет — Иерусалим — Дамаск) — один из величайших каббалистов всех поколений, ученик Рамака и Аризаля, записавший уроки Аризаля.

[ii]Сфиротдесять видов воздействия Творца — Б-жественных эманаций, основные «каналы», качества, посредством которых Творец руководит миром.

[iii] Раби Менахем бар-Биньямин Риканати (умер ок.5050 / ок. 1290, Италия) — выдающийся законоучитель и каббалист. Основной его труд — кабалистический комментарий к Пятикнижию. Написал также книгу «Таамэй а-мицвот» («Смысл заповедей») и комментарии к молитвам. В своих сочинениях опирался на труды знатоков сокровенной мудрости из Германии — раби Йеуды Хасида и его ученика раби Элазара из Вормса, а также на идеи Рамбана, которого называл своим «великим учителем». С особой глубиной изложил учение о сфирот — духовных инструментах, с помощью которых Создатель проявляет Свою волю в сотворенной Вселенной.

[iv] «И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра 23:40).

[v]Арава (ערבה) — верба или ива, аравот (ערבות) — согласно Традиции, одно из семи небес.

[vi] Раби Нафтали-Цви Горовиц (Гурвиц, Гурвич) из Ропшица — Ропчице (5520-5587 / 1760-1827, Галиция) — знаменитый хасидский наставник, за которым шли десятки тысяч последователей, первый Ропшицер Ребе, основатель хасидской династии. Учился у раби Элимелеха из Лиженска и раби Менахема-Мендла из Риманова. Автор труда «Зэра Кодэш».

[vii] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Незикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между 3 в. до н. э. и 3 в. н. э. Основное содержание трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».

[viii] Раби Моше Полиер из Кобрина (Кобринер, 5544-5618 / 1783-1858, Белоруссия, в те времена — Литва) — выдающийся хасидский наставник, один из духовных предшественников слонимского хасидизма, родоначальник кобринской хасидской династии.

[ix] Это изречение основано на стихе из книги пророка Михи (7:18): «Кто Б-г, как Ты, (Который) прощает грех и проходит мимо (не вменяет в вину) преступление остатку наследия Своего…»

[x] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения.

[xi] Раби Салиман-Менахем бен-Элияу Мани (5610-5684 / 1850-1924, Багдад, Хеврон) — глава ешивы, законоучитель, глава суда, раввин Хеврона (хахам баши, как называлась эта должность в Оттоманской империи), писатель и поэт.

[xii] «Вырубить посадки» — каббалистический термин, означающий неверие или страшное искажение веры, потрясение устоев.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше