Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Чтобы с радостью и охотой принимать уроки учителя, ученик должен знать о двух его качествах. Учитель мудрее его и лучше знает, что ему нужно, и изо всех сил печётся о его благе, и кроме блага ученика ему ничего не нужно»Рав Симха Зисл Зэев — Альтер из Кельма, Хохма у-Мусар, маамар 225
Жизненные испытания могут ослабить нас, как морковь: она была жесткой, но размягчилась. Они могут укрепить нас, как яйцо: оно было жидким, а стало твердым.

«И воззвал к Моше, и сказал Господь ему из шатра соборного…» (Ваикра 1:1).

Буква алеф (א) в слове «ва-икра» («и воззвал» — ויקרא) меньше, чем остальные, она как бы «частично отсутствует». Если прочесть это слово без алеф, остается «ва-икар» (ויקר) — форма глагола «ликрот» (לקרות), означающего «случаться», «происходить». Корень, от которого он образован, — куф-рэйш-hэй — несет значение «случая», «случайности».

Это намек на то, что всё случающееся в мире, включая самые незначительные события, происходит лишь по воле Создателя. Случайностей нет, есть лишь видимость случайности.

Из этих же букв «ва-икар» можно составить слова «только от Б-га» (רק מ-ה') и «замыслил Б-г» (רקם ה').

Аврех[i]из колеля в центре Израиля рассказал интересную историю:

В полночь, когда я сидел над книгами, раздался громкий стук в дверь. Я открыл: на пороге стояли двое грозных полицейских.

— Что случилось? — спрашиваю.

— Бери вещи первой необходимости, ты арестован и отправляешься с нами, — был ответ.

У меня потемнело в глазах.

— Как? За что? — восклицаю. В ответ — ни слова.

Меня посадили в полицейскую машину, а я тем временем перебираю в памяти все свои грехи, пытаясь понять, из-за чего мной могла заинтересоваться полиция и что это за чудовищная несправедливость.

Меня довозят до Ашкелона и помещают в камеру в тюрьме «Шикма».

В камере был еще один человек, который спросил, что привело меня сюда. Я ответил, что до сих пор этого не понимаю.

— А сам ты почему здесь? — поинтересовался я в ответ.

— Ударил свою невесту. Сама она не стала обращаться в полицию, но это сделали соседи. Мы вскоре должны пожениться.

— Извини за вопрос, а почему ты ее ударил?

— Несколько лет назад умер мой брат, у него остался ребенок, который носит то же имя, что и наш отец. Я был очень привязан к брату, и, поскольку денег у меня хватает, предложил его вдове выйти за меня замуж, так как ее финансовое состояние оставляло желать лучшего. Тогда я мог бы лучше помогать ей растить сына, в полной семье. Она согласилась. А несколько дней назад она ударила сына, тут я вышел из себя, не сдержался и сам дал ей пощечину.

Я содрогнулся до глубины души:

— Тебе ни в коем случае нельзя жениться на ней, она ведь вдова твоего брата! По Торе за такое полагается страшное наказание — отсечение души (карет).

Всю ночь я говорил с ним об этих законах, и мне удалось до него достучаться, так что в конце концов он воскликнул:

— Клянусь, теперь я разорву нашу помолвку!

Мы обменялись телефонами, и в этот момент полицейские вошли в камеру и обратились ко мне:

— Тысяча извинений! Произошла ошибка…

— Не нужно извиняться, это Б-г меня сюда направил, чтобы уберечь этого еврея от страшного поступка, который он мог бы совершить по незнанию, — ответил я.

Пути Творца скрыты от нас… Иногда смысл событий бывает понятен сразу, а иногда происходящее кажется загадкой. Наш дело — знать, что «От Господа шаги человека…»[ii] (Мишлей 20:24) и что всё совершается по велению Свыше!

Человеку следовало бы принимать с любовью всё, что происходит с ним, ведь «всё, что ни делает Милосердный, Он делает во благо» (Брахот 60 б). Даже когда трудно и горько, важно продолжать служить Творцу, не сомневаясь в Нем.

Рав Яаков Галинский[iii] рассказывал: «Когда Советы вошли в Литву и запретили изучать Тору, мы продолжали делать это в подполье, но в итоге были схвачены. Часть учеников сумела скрыться во время облавы. Мы завидовали им, поскольку нас ожидала ссылка в Сибирь на двадцать пять лет! А на следующий день после нашей высылки в Литву ворвались немцы и всех убили… Нас же освободили из Сибири через два года, так что в итоге именно Сибирь оказалась для нас спасением!»[iv]

Мы не знаем заранее, что для нас окажется добром, а что злом, поэтому важно всегда полагаться на Б-га и благословлять за то, что кажется нам плохим, так же, как за хорошее. (Вэ-игадта)

Расскажем историю о сыне повара, который постоянно жаловался отцу, что всё у него плохо и всё идет не так. Отец позвал его на кухню, взял морковь, яйцо и горсть кофейных зерен, наполнил три кастрюли кипящей водой и сварил — в одной из них морковь, в другой яйцо, в третьей кофейные зерна, предварительно размолов их. Морковь стала мягкой, яйцо затвердело, и изумительный запах кофе наполнил кухню. Тогда повар сказал сыну:

— Послушай, сынок! Жизненные испытания могут ослабить нас, как морковь: она была жесткой, но размягчилась. Они могут укрепить нас, как яйцо: оно было жидким, а стало твердым. Но они же могут сделать нас гораздо лучше: ведь у зерен не было запаха, а теперь аромат кофе распространился повсюду. Вопрос лишь в том, как мы встречаем эти испытания. Всё зависит от нас.

И — история о крестьянине и его старом осле. Однажды осел крестьянина упал в колодец. Его хозяин оценил ситуацию и решил, что вызволение осла будет стоить дороже, чем сам осел. Животное старое, долго не проживет, пользы от него уже почти никакой, одни расходы. Да и колодец почти обмелел, его тоже не жалко. Поэтому крестьянин решил оставить осла умирать в колодце.

Через какое-то время он услышал душераздирающий рев осла и решил засыпать его землей, чтобы тот быстрее умер и не страдал. Осел был в диком ужасе: мало того, что он поранился и его никто не спасает, так теперь его еще собираются похоронить заживо…

Что же сделал осел? Каждый раз, когда на него сыпалась земля, он стряхивал ее со спины и вставал на нее ногами. Он не обращал внимания на удары крупных земляных комьев, не отчаивался и продолжал свое дело, пока не взобрался по земле до края ямы, подпрыгнул — и вылез наружу живым. То, что должно было убить его, как казалось вначале, в конечном счете спасло ему жизнь. (Ма Ахавти Торатэха)


[i] Семейный человек, который всецело посвятил себя изучению Торы. Аврехи учатся в специальных учебных заведениях — колелях.

[ii] Полностью стих звучит так: «От Господа шаги человека, человеку же как узнать путь свой?»

[iii] Рав Яаков-Ицхак Галинский (5681-5774 / 1920-2014; Польша — Сибирь — Узбекистан — Германия, лагерь для перемещенных лиц, — Израиль) — знаменитый даршан (лектор-проповедник), глава ешивы Новардок в Хадере.

[iv] Рав Бен-Цион Зильбер рассказывает о раве Галинском:
«Рав Янкев Галинский зацаль, которого я хорошо знал, попал двадцатилетним парнем из Польши в Советский Союз и организовал тайный хэдэр — класс для обучения детей Торе. Его задержали, судили и приговорили к смертной казни. В камере смертников рав Янкев вел себя совершенно спокойно и упорядоченно: молился, когда молился, учился, когда учился, ел, когда ел.
В камере смертников есть особая привилегия — просить еду более высокого качества, и он воспользовался этой привилегией. Все на него смотрели как на сумасшедшего… И он полностью спокойно полагался на Б-га — что Он ведет всё к лучшему. И интересно: Б-г ему помог спастись оттуда. Каким образом? Женщина, которая курировала тюрьму, тяжело заболела, и ей нужно было срочно лекарство — для спасения жизни. Она обратилась к одному еврею и была готова заплатить сколько надо. Он сказал: “Мне не нужны деньги. Мне нужно, чтобы вы вытащили реб Якова Галинского оттуда”. В конце концов, он нашел лекарство, и рав Яаков Галинский спасся. И жил еще долгие годы, в Израиле, построил большую разветвленную семью, много выступал и преподавал. Прожил в радости больше девяноста лет.
Выступая на свадьбах внуков и при других радостных событиях, он говорил: рахок м-ишуати диврэй шаагати — “далеко от спасения моего слова крика моего” (обычно переводят как “…далек Ты от спасения моего, от вопля моего” — Тэилим 22:2). Он объяснял эти слова так: далеко то, как Б-г мне помог, от того, о чем я Его просил. О чем я просил Б-га в тяжелые моменты жизни? Когда я шел по пустынной дороге и боялся умереть от слабости, я просил Его, что, если умру, пусть меня похоронят как еврея. Только об этом я просил Б-га. А что Б-г мне дал? Теперь я радуюсь на свадьбах у внуков, у правнуков!»


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше