«И сделай двух керувов (херувимов)…» (Шмот 25:18).
В нашей недельной главе рассказано, как сынам Израиля было предписано построить Мишкан (переносной Храм) и изготовить его принадлежности. Всевышний повелел вылить из золота двух керувов, простирающих крылья над крышкой Ковчега. Согласно комментарию Раши, их лица были подобны лицам детей. Детские лица керувов над Ковчегом означали, среди прочего, что в основе исполнения Торы — воспитание детей в любви к ней, к ее заповедям. Ведь «если нет учеников, то нет и мудрецов» (Эстер Рабба, п. 11).
Праздник Сидура в первом классе — значимое событие как для детей, так и для родителей. Дети впервые получают свой личный молитвенник. Это служение — молитва — будет их делом на протяжении всей жизни, в часы радости и в часы кризиса, в тяжелые и в счастливые дни.
Однажды на таком празднике учительница, поздравляя девочек, рассказала, что когда-то ученица задала ей вопрос: почему она молится по такому старому Сидуру?
— И вот что я ей ответила, — продолжила учительница. — Этот Сидур в старинном кожаном переплете принадлежал моей бабушке. Ей подарили его в день ее помолвки. Листая его страницы, она изливала сердце в молитве и просила Всевышнего дать ей увидеть поколения своих потомков — богобоязненных праведников. А когда ее дети выросли, она поднимала взор к Творцу мира, прося, чтобы для них нашлась подходящая пара, и капли ее слез падали на страницы.
И Б-г услышал ее молитву. Ее сыновья и дочери подарили ей внуков и внучек, а потом Б-г дал ей правнуков и правнучек, и все они были по-настоящему богобоязненными людьми. На склоне лет она передала этот Сидур в подарок моей матери и попросила продолжать молиться по нему за ее потомков.
Этот Сидур мама всегда носила с собой, куда бы ни шла, и всегда молилась по нему.
Перед смертью она передала этот Сидур мне с теми же словами, что ей сказала ее мать, — продолжать молиться за потомков. Но к этому она добавила еще кое-что: чтобы я молилась за успех своих учениц.
Голос учительницы дрогнул, она подняла Сидур и показала его ученицам и их матерям.
Затем продолжила свой рассказ:
— С тех пор прошло тринадцать лет, мой сын вырос и пришло ему время жениться. Он был отличным учеником ешивы, и многие шадханы (посредники при шидухе — знакомстве в серьезных целях) предлагали ему невест, но он никак не мог решиться. Пока не получил особенное предложение. Все учительницы и подруги этой девушки отмечали, насколько серьезно она молится. У нее было особое отношение к молитве.
Как известно, когда расспрашивают о потенциальной невесте, о ее качествах, обращают внимание на то свойство, о котором говорят все «рекомендатели», и так составляют представление о ней.
Шидух достиг цели, и сын в добрый час обручился с этой девушкой.
Уже будучи невестой, она пришла к нам в гости и… узнала мой молитвенник. Оказалось, это была та самая первоклассница, которая в свое время спросила, почему я молюсь по такому старому Сидуру. История, которую я рассказал тогда, произвела на нее впечатление и она стала по-особому относиться к молитве. В результате именно благодаря этому они с сыном познакомились и создали семью. (Шма Тфилати)
Не случайно тот, кто воспитывает ребенка по Торе, называется «омэн», как сказано: «Разве я носил во чреве весь народ этот, иль родил я его, что Ты говоришь мне: неси его в лоне твоем, как носит пестун (а-омэн) грудного младенца…» (Бемидбар 11:12). Ведь работа по воспитанию требует большого искусства (оманут).
Когда человек выслушивает ближнего, он проявляет великое милосердие, особенно, если тот страдает, не может принять решение по важному вопросу, — ведь благодаря этому к ближнему приходит облегчение. Мы часто выслушиваем друзей и знакомых, но иногда забываем о членах собственной семьи. Важно выслушивать жену и детей, интересоваться их делами, проблемами и сомнениями. Если этого не сделает глава семьи, то кто сделает?
Один мудрый человек рассказал:
Помню один случай, который мне помог понять, как реагируют на наше поведение дети — самое дорогое, что доверено нам на этой земле:
Однажды вечером мы вышли погулять с сыном и через какое-то время присели отдохнуть на скамейке в парке. Я всегда так делаю, если хочу что-то обсудить с кем-нибудь из детей. На свежем воздухе слова лучше воспринимаются. И вдруг слышим плач. Оглянулись — видим парня лет семнадцати, сидит на другой скамейке и плачет. Мы были поражены…
Я присмотрелся к нему — и узнал. Он когда-то учился в ешиве, а потом покатился по наклонной и дошло до того, что весь район его просто боялся. Я подошел и спросил его, чем могу помочь. Ответ потряс меня:
— Если бы папа хоть раз вышел со мной погулять в тишине, как вы со своим сыном, я бы не жил так, как сейчас…
Нужно ли здесь еще что-то добавлять?
Когда мы правильно воспитываем детей — личным примером, теплом и любовью, которые им необходимы, молитва за успех в воспитании привлекает помощь Свыше. Поэтому важно молиться о детях с самого их раннего возраста, чтобы они любили Б-га и трепетали перед Ним и чтобы Тора никогда не отходила от их уст. (Шма Тфилати, Ма Ахавти Торатэха)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»