Темы: Грех разведчиков, Шлах, Оцарот
«Говори сынам Израиля и скажи им, чтобы они делали себе цицит (кисти) на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в цицит (края) одежды синюю нить» (Бемидбар 15:38).
Почему Тора предписывает, чтобы нить была именно синего цвета (тхелет)?
Мудрецы (Хулин 89) объясняют: этот цвет подобен цвету моря, море подобно небу, небо подобно сапфиру, а сапфир — Престолу Славы Всевышнего.
Человек сотворен с возможностью прямохождения, на двух ногах — а не на четырех, как другие животные. Они видят лишь материальное — землю, им трудно посмотреть вверх. Но человек наделен прямохождением, и глаза его видят небо — чтобы он ощущал трепет перед Творцом.
Гаон раби Мордехай Элияху[1] рассказывал:
Ребенком я жил в Еврейском квартале Старого города в Иерусалиме. Однажды по пути к Стене Плача увидел издалека толпу — десятки горюющих людей. Они шли, останавливались ненадолго, а затем вновь продолжали путь, горюя. Я был тогда очень любознательным, а потому захотел разузнать, в чем дело.
Когда попытался подойти, меня прогнали: «Дитя, уходи, это не для тебя». Это лишь раззадорило мое любопытство. Я нашел себе «наблюдательный пункт» повыше и оттуда следил за происходящим. Видел, что несколько человек несут гроб с умершим. Понятно, это похороны — вероятно, какого-то важного человека.
Вдруг вижу: процессия остановилась, умерший в тахрихим (саване) поднялся с носилок, прикрыл глаза рукой и произнес: «Слушай, Израиль, Всевышний — наш Б-г, Всевышний — один». Затем он вернулся на носилки, и все горько заплакали. Я ущипнул себя, почувствовал боль и понял, что не сплю. Побежал за ними, и вдруг умерший снова встал, принял на себя бремя Царства Небесного (т. е. произнес «Шма», как и в первый раз) и вернулся на носилки. Провожающие снова зарыдали.
Я оцепенел от страха, но, тем не менее, продолжал следить за процессией, пока она не дошла до Масличной Горы. Там «умерший» встал с носилок и самостоятельно спрыгнул в могилу. Через несколько минут он выбрался оттуда и все, включая «главное действующее лицо», разошлись.
Позже я спросил у одного знакомого: что за похороны такие? Что это было?
Он объяснил мне: «умершим» был праведник гаон раби Ицхак Алфия[2]. Он попросил своих учеников инсценировать похороны, так как желал сильнее ощутить истинный трепет перед Небесами. Так он сможет всегда помнить о дне смерти, легче раскается в грехах и правильнее использует отпущенное ему время, посвятив его изучению Торы.
Ведь в могилу человек не унесет ни золота, ни серебра, ни драгоценных камней и жемчуга, а только Тору и добрые дела, как сказано (Йешая 58:8): «Тогда прорвется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро явится, и пойдет пред тобой правда твоя, слава Господа будет следовать за тобой». (Ма Ахавти Торатэха)
[1] Раби Мордехай-Цемах Элияху (1928-2009 / 5689-5770, Иерусалим) — главный сефардский раввин Израиля («Ришон ле-Цион») с 5743 /1983 года по 5753 / 1993 год, духовный лидер национально-религиозного лагеря Израиля.
[2] Раби Ицхак Алфия (5638-5715 / 1878-1955, Халеб / Алеппо — Иерусалим) — член раввинского суда, один из выдающихся иерусалимских каббалистов.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»