Темы: Воспитание, Кдошим, Оцарот, Святость
«Говори всей общине сынов Израиля и скажи им: святы будьте…» (Ваикра 19:2). Итак, в нашей главе евреям заповедано «быть святыми». Рамбан[1] объясняет: всё, что мы делаем, должны делать «со стороны святости» — в подобающей мере и в правильной форме. Эта заповедь относится ко всем путям человека, всем его действиям во всех ситуациях: делать всё, что положено, в границах святости. Заповедь настолько всеобъемлюща, что заставляет человека ощущать свое бессилие: как он, такой маленький, может быть… свят?
Но святая Тора говорит не только о действиях. Она указывает намеком, каков самый легкий и естественный путь исполнения этой заповеди: «“Говори всей общине сынов Израиля” — это при собрании (народа) сказано» (Ваикра Рабба 420). Когда эту заповедь выполняют всем обществом, то «каждый помогает ближнему своему и говорит брату своему: крепись!» (Йешаяу 41:6).
«Если я (только) для себя, то — что я (собой представляю)?» (Авот 1:14). Но когда окружающие поддерживают нас, а мы их, когда мы вместе посещаем уроки Торы, изучаем Галаху и знакомимся с Агадой, применяем эти знания, — тогда мы продвигаемся все вместе, выполняя заповедь о святости!
Это же относится и к воспитанию детей и подростков. Некоторые родители не осознают опасности, полагая, что детям можно дружить с теми, кто не отличается хорошим поведением, речью и богобоязненностью. Им представляется, что ребенок крепок и у него есть иммунитет от всего дурного. На него никто не повлияет — напротив, он сам окажет «облагораживающее влияние» на друзей. Он сам по себе хороший, а дома впитал веру и Традицию.
Такие родители, на самом деле, проявляют жестокость, подвергая детей испытанию, которое невозможно выдержать, заставляя противостоять дурному влиянию до изнеможения.
Рамбам[2] свидетельствует: «Природа человека, укорененная в нем, — идти за друзьями и ближними, вести себя по обычаям своих сограждан» (Ильхот Дэот 6:1). Каким бы хорошим и чудесным ни был ребенок, если он, не дай Б-г, прикоснется к огню, то обожжется, а если окажется в дурном обществе — испортится.
Поэтому если родители хотят передать ему чистую веру и свет Торы, наследие предков, которое осветит его жизнь, важно позаботиться о подходящем обществе, окружении, которое будет любить и поддерживать. Оно поможет ребенку проявить свой потенциал, найти в себе всё лучшее, что заложено, и реализовать на практике!
[1] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[2] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»