«И было жизни Сары сто лет и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары» (Берешит 23:1). В этом стихе мы видим повтор. В начале стиха сказано: «И было жизни Сары», эти же слова возвращаются и в конце: «годы жизни Сары». Почему это выражение повторяется?
Следующая история поможет нам лучше понять ответ на этот вопрос.
Сараф из Коцка приехал на несколько дней в Минск. Один из его хасидов, очень богатый человек, воспользовавшись этой возможностью, устроил трапезу в честь праведника и пригласил на нее всех почтенных членов общины.
В разгар трапезы вошел почтальон и вручил хозяину дома телеграмму. Тот глянул — и его лицо покрылось смертельной бледностью. Он упал в обморок. Присутствующие, конечно, поспешили привести его в чувство, но через мгновение, едва вспомнив о телеграмме, он снова потерял сознание. Это повторилось в третий и в четвертый раз…
Выяснилось: телеграмма извещала богача, что все его многочисленные склады с товарами сгорели дотла при пожаре. Поскольку все его деньги были вложены в товары, находившиеся на этих складах, смысл случившегося был ясен: в один миг из богача он превратился в нищего, не имеющего гроша за душой! Понятно, почему он не смог перенести это известие и потерял сознание.
Сараф из Коцка поинтересовался, чем вызвана паника. Как только ему объяснили, что случилось, он поспешил к хозяину и прошептал ему на ухо: «Вставай. Ты страдаешь напрасно. Телеграмма ошибочная, с твоими складами всё в порядке».
Вначале эти слова не доходили до сознания хозяина дома. Но когда Сараф повторил их несколько раз, тот открыл глаза и посмотрел на праведника с изумлением:
— Раби, я ведь сам только что прочитал телеграмму. Там всё предельно ясно!
Но Сараф настаивал на своем:
— Послушай моего совета! Немедленно отправь телеграмму своим людям в том городе — людям, которых ты поставил охранять склады, — и выясни, соответствует ли истине первая телеграмма. Сам увидишь, что твои склады в целости и сохранности и ничего плохого с ними не случилось!
Праведник говорил так уверенно, что в сердце богача закралось сомнение и он решил прислушаться к совету. Тотчас велел отправить запрос своим людям в городе, и ответ не заставил себя ждать. Действительно, обнаружилось, что сгорели соседние строения, а не склады нашего богача. Его имущество огонь не тронул!
Можно представить себе волнение и восторг, охватившие присутствующих, когда прозрение Сарафа из Коцка подтвердилось. Впрочем, сам праведник поспешил всё прояснить. Он сказал:
— Ничего подобного! Нет здесь ни чуда, ни руах а-кодэш («дух святости», один из уровней пророчества), а лишь простая логика. Ведь нам известно: Святой, благословен Он, не посылает человеку бедствия, которого тот не в силах выдержать. Когда я увидел, как велико страдание хозяина, как душа его чуть не отлетает в мир иной, мне стало ясно, что Всевышний не послал бы ему такого испытания, т. к. это превосходит его силы. Следовательно, произошла ошибка.
Отсюда вывод: с Небес на человека не обрушивают испытания, которого он не может выдержать. Если уж ему выпадает испытание, то такое, с которым он, несомненно, может справиться. А если не может, значит, такое испытание ему не пошлют.
В этом и ответ на наш вопрос.
Как известно, праматерь Сара умерла, получив известие о том, что Авраам собирается принести Ицхака в жертву. Об этом сообщил Сатан. Мы могли бы понять это так: Авраам выдержал испытание, он был готов принести собственного сына в жертву, а Сара выдержать не смогла. Поэтому умерла, услышав о намерениях Авраама.
Но, как мы видим, такое невозможно. Если бы Сара не могла выдержать потерю сына, Всевышний не стал бы подвергать ее этому испытанию. А раз оно было ей послано, раз это известие дошло до нее, значит, она, несомненно, могла его вынести. Отчего же тогда она умерла?
На этот вопрос и отвечает первый стих нашей недельной главы, повторяя: «годы жизни Сары». Это означает: хотя Сара умерла сразу после известия о жертвоприношении, не в этом истинная причина ее смерти. Настоящая же причина была одна: уже завершились годы жизни Сары. Пришло ее время. И, поскольку закончилось число отпущенных ей Свыше лет, она отошла в вечный мир (Лэламедха).
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»