Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Слово Ашема: Разве Я хочу смерти нечестивого? Но пусть вернётся нечестивый со своего пути и - будет жив!»Йехезкель 33:11
Упрекать? Пожалуйста! Только делай это, сохраняя уважение к другому человеку. Не оскорбляй и не унижай его.

«Вот слова, которые говорил Моше всему Исраэлю за Йарденом в пустыне Арава, против Суфа, между Параном и Тофэлом, и Лаваном, и Хацейротом, и Ди-Заавом» (Дварим 1:1). Тора — это учение жизни, наставление и руководство. Из каждого раздела и стиха можно и нужно извлечь вечные уроки. Таков и первый стих в нашей главе: Моше Рабейну собирает народ и «подводит итоги» сорока лет странствий, упрекает народ за ошибки и упущения. Но он не упоминает эти ошибки и упущения прямо, дает им что-то вроде условных названий. Почему? «Ради уважения к Израилю».

Это очень важный урок. Хочешь увещевать, упрекать? — Пожалуйста! Только делай это, сохраняя уважение к другому человеку. Не оскорбляй и не унижай его. Не употребляй грубых слов, не позорь и не стыди.

Интересно: самый большой грех поколения пустыни, а, может, и всех поколений, Моше упоминает в последнюю очередь. Он нашел для него удивительное обозначение: «Ди-Заав». Речь идет о создании золотого тельца. «Он упрекал их за тельца, которого сделали от избытка золота (заав), бывшего у них» (Раши).

Разве это не странно? В создании тельца было что-то от идолопоклонства, кроме того это было выражением неблагодарности, отказом от исполнения долга. Из-за этого греха народу угрожало истребление. В каждом бедствии, постигающем еврейский народ, содержится частица наказания за тот страшный грех. А кодовое название его — «Ди-Заав», то есть «достаточно золота». Это всего лишь избалованность от избытка роскоши — и не более того?

Ответ следующий. Не следует безутешно горевать из-за того, что случилось в прошлом и заниматься самоистязанием. За прошлое упрекать поздно. Если приходится говорить о грехах, взгляд должен быть обращен к будущему, важно предостеречь, чтобы страшные события не повторились. Поэтому Моше говорит о проблеме, которая привела к созданию золотого тельца: «Достаточно золота».

В наше время это называется «культура досуга». Ожидая сорок дней у подножия горы Синай под защитой облаков Славы, не испытывая ни в чем нужды, люди начали искать себе занятий и развлечений, создали тельца и вышли танцевать перед ним.

Но следует помнить, что любой недостаток человека может оказаться его потенциальным достоинством.

У пожилой китаянки было два больших кувшина. Когда женщина шла за водой, она подвешивала их на концах большого коромысла, которое несла на плечах. В одном из кувшинов была трещина. Второй был цел, женщина приносила его домой полным. А кувшин с трещиной после долгого пути от реки до дома был полон лишь наполовину.

Так продолжалось два года. Каждый день эта женщина приходила домой и приносила полтора кувшина воды.

Ясно, что целый кувшин был очень горд собой и своими достижениями. А бедный кувшин с трещиной стыдился и чувствовал себя несчастным потому, что выполнял свою задачу лишь наполовину. Через два года сплошных неудач надтреснутый кувшин открыл уста и обратился к своей хозяйке:

— Мне стыдно, что из-за трещины я не приношу тебе достаточно воды.

Та улыбнулась:

— А ты заметил, дорогой кувшин, что с твоей стороны дороги выросли цветы, а с другой стороны ничего не выросло? Это не просто так. Я всегда знала о твоей проблеме, поэтому посадила цветы на твоей стороне. Каждый день, когда мы возвращаемся домой, ты поливаешь их. Вот уже два года я наслаждаюсь дивными цветами, срывая их у дороги и украшая свой дом. Если бы ты не был надтреснут, вся эта красота не появилась бы в мире.

У каждого из нас есть свой «особый» недостаток. Наша совместная жизнь так интересна из-за «трещин», которые есть в каждом. Нужно лишь принимать всех людей такими, как они есть, и искать в них лучшее. Никто не совершенен, включая нас. Важно не быть слишком критичными и придирчивыми. Лучше постараться увидеть в этих недостатках достоинства (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше