Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о студенте, который расхотел учиться в университете и перешел в ешиву

«И отвечал Билам, и сказал рабам Балака: хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Б-га моего…» (Бемидбар 22:18).

Всегда найдутся критики и обвинители, но в наше время религиозному сектору высказывается конкретная претензия: вы, религиозные, объявляете себя примером для подражания, зовете за собой. Почему же тогда во всех коалиционных переговорах выдвигаете условия и требуете себе всё больше и больше? Это неэтично и никоим образом не освящает Имя Небес.

На подобный вопрос автор книги «Швут Йеуда» (раби Йеуда Эльбаз, 1770-1847, Марокко) ответил сто пятьдесят лет назад. Он спрашивает: почему наши мудрецы говорят, что у злодея Билама была «широкая душа» и что он жаждал денег?

Откуда это известно? Из слов самого Билама: «Хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Б-га моего…».

Раби Йосэй бен-Кисма (третье поколение танаев) тоже сказал нечто подобное. Ему встретился человек, который спросил: «Захочешь жить среди нас, если я дам тебе миллион золотых динаров?» А тот ответил: «Даже если дашь мне всё золото и серебро мира, я буду жить лишь там, где есть Тора».

В чем же различие? Почему, когда Билам говорит: «Хотя бы давал мне Балак полный свой дом серебра и золота», мы делаем вывод, что он жаждал денег, а когда раби Йосэй говорит обо всем золоте и серебре мира, его считают святым учителем?

Дело в том, что Биламу никто не предлагал денег. Почему же он упоминает дом, полный золота? Потому, что он жаждет этого. А раби Йосэю Бен-Кисма предложили миллион золотых динаров за переезд, и он ответил на это предложение; т. е. это было предложение и его обсуждение (в данном случае, его отклонение). Раби Йосэй не придумал этот миллион динаров.

Любое обсуждение так и ведется: один заботится о кибуцах и больничных кассах, другой — о профсоюзах, а мы — об уроках Торы и системе религиозного образования.

Но нам как ортодоксальной общине важно всегда помнить, что главное, а что второстепенное и кто кого поддерживает на самом деле.

Рассказывают о студенте из США, в семье которого соблюдали некоторые заповеди. Все хотят успеха для своих детей, хотя сам успех понимают по-разному. Хотят, чтобы сын стал адвокатом, профессором, крупным бизнесменом. В этих случаях всё упирается в деньги. Отец в той семье был религиозным, но мыслил не по Торе. Он отправил сына учиться в университет, получать профессию, а сын стремился учить Тору. Он попросил отца разрешить ему это, и тот согласился отправить его на год в израильскую ешиву. Парень приехал в Кфар Хасидим. Это было в последний год жизни машгиаха (инспектора) ешивы гаона раби Элияу Лопьяна (1872-1970, Литва-Англия-Израиль).

Проведя год в Земле Израиля с раби Элияу в изучении Торы, сын окончательно расхотел учиться в университете. Парень вернулся в Америку и сказал отцу:

— Я очень хочу продолжить учебу, останусь рядом с домом и буду изучать Тору в ешиве Лейквуд, по крайней мере, до свадьбы.

Отец ответил:

— Если это то, чего ты хочешь, — я согласен. Но обещай, что после свадьбы ты пойдешь изучать профессию, которая позволит тебе зарабатывать. И обещай, что после свадьбы не станешь просить учиться в колеле (где изучают Тору женатые люди).

Сын пообещал. Он усердно учился в Лейквуде. Вскоре он уже был помолвлен, но по мере того, как приближалась свадьба, парень терял аппетит, худел, а его настроение всё больше портилось. Ему предстоит жениться на дочери Израиля, но развестись с Гмарой!

Ему было тяжело думать о том, что придется прервать изучение Торы. Но он был «хорошим мальчиком, который дал обещание папе». Родители заметили, что сын всё больше впадает в уныние. Они видели это и не знали, что делать. Ведь они хотят, чтобы сыну было хорошо, они любят его. В день свадьбы отец увидел, что жених находится в таком состоянии, как будто для него наступило 9-ое ава.

Родители не могли перенести это. Они позвали сына и сказали:

— Мы желаем тебе лишь добра, чтобы ты зарабатывал и был хорошо устроен в жизни. Ты ведь, в конце концов, очень смышленый и талантливый парень. Даже в худших снах мы не видели, что будем вести ребенка к Хупе в таком состоянии.

Отец добавил:

— Я поговорил с твоей мамой, и мы готовы, чтобы ты учился еще пять лет после свадьбы в Лейквуде. Мы будем тебя обеспечивать.

Состояние юноши сразу изменилось, и он пошел под Хупу с радостью и ликованием, как и положено жениху.

Через две недели после свадьбы у его отца случилась остановка сердца. Он пережил клиническую смерть. Все читали Тэилим (Псалмы) и молились, пытаясь достучаться во врата Небес. Случилось чудо: отец выздоровел и полностью восстановился.

А теперь слушайте внимательно! В тот самый день, когда истекли пять лет учебы, у отца снова случился сердечный приступ и он отошел в мир иной. Рав Дискин говорит: если бы отец знал, что, помогая сыну, он продлевает свою жизнь, он пообещал бы поддерживать сына пятьдесят лет, а не пять…

Так кто же кого поддерживал эти пять лет? Казалось, что отец сына. Но, как стало ясно, всё это время сын поддерживал отца!

Хафец Хаим говорит: не ты поддерживаешь Тору, а она тебя. Знай, то, что ты отдаешь ради Торы, ты на самом деле приобретаешь. Потому что всё, что ты потратил на поддержание Торы в этом мире, ты заберешь с собой в мир Грядущий, а всё стальное исчезнет как пыль (Бэха Батахну).

Читайте также: тема Что такое душа?


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше