Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Для чего нужно изучение мусара (еврейской этики), в чем смысл увещеваний? В том, чтобы дать «человеку» больше власти над «животным», научить его ездить верхом, держать вожжи и направлять «животное» в нужную сторону.

«И сказал Господь Моше: “Пойди к народу и освяти его сегодня и завтра, и пусть вымоют одежды свои, чтобы быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай”» (Шмот 18:10).

Три дня ограничения подобны предисловию к дарованию Торы. Здесь видна вся суть ее требований: самоконтроль, преодоление желаний и страстей. Это касается и духовных желаний — стремления подняться на гору, прикоснуться к ее вершине, больше увидеть и больше пережить; и материальных желаний — здесь также необходимо самоограничение.

Один светский психолог сказал, что не работает с религиозными пациентами. Он направлял их к своим коллегам. Почему?

Он объяснил это так: «Когда ко мне приходит человек с проблемой, у меня есть схема лечения. Сначала, прежде чем начать движение к корню проблемы, а это долгий процесс, я стараюсь объяснить: пока проблема сохраняется и импульс остается в силе, нужно контролировать его. Не всё разрешено. Вам чего-то там “захотелось” — ну и что? Есть окружающее общество с его правилами. Есть другие люди с их правами. Это целая наука.

Религиозному пациенту не нужно это предисловие. Ему это ясно само собой. У человека нет более естественного желания, чем желание есть. Однако религиозный еврей знает, что не везде можно есть и не каждый продукт разрешен. Он видит еду, спрашивает о ее кашерности. Если блюдо молочное, считает, сколько времени прошло с того момента, как он ел мясо. И, даже если пища разрешена, религиозный человек не станет есть сразу: он омоет руки, вытрет их, сядет, произнесет благословение, посыплет хлеб солью и только после этого начнет есть. А когда закончит, не вскочит с места и не уйдет, а омоет пальцы (маим ахароним) и прочтет благословение.

Человек, с детства приученный контролировать себя, легко поставит преграду своим импульсам».

Таково свидетельство профессионала, находящегося «на противоположном конце спектра».

Более того, когда человек привыкает к самоконтролю, он может отделить свое я от своих желаний и страстей — «человека» в себе от «животного» в себе.

Следующая история наглядно помогает понять это.

В разгар Первой мировой войны раби Йерухам из Мира оказался вдалеке от своей йешивы и был вынужден скитаться. С ним был его выдающийся ученик гаон раби Давид Поварский (позже — глава йешивы «Поневеж» в Бней-Браке).

Как-то они прибыли в один поселок и зашли в бейт-мидраш, чтобы прочесть Минху и Аравит. Молящиеся увидели, что перед ними человек особенный, явно выдающийся знаток Торы, и оказали ему честь, попросив выступить перед ними. Обычно, когда идет война, всё делается в чрезвычайном порядке, привычные устои рушатся. В ограде запретов возникают бреши, и необходимо побуждать людей «ремонтировать ограду».

Естественно, раввин «адаптировал» свою речь для уровня и понимания собравшихся, но всё равно его слова вызвали недовольство. Люди ожидали совсем не этого. Один за другим они вставали и выходили. В результате с раввином остался только его ученик.

Раввин сказал ему с удивлением:

— В йешиве я говорил в тысячу раз более жестко, а все стояли, тесно столпившись, старались не пропустить ни слова. Ученики повторяли сказанное, записывали, заучивали, передавали друг другу. Почему же здесь всё иначе?

— Те — сыны восхождения, а эти — просто домохозяева, — ответил ученик.

— Верно, но не в том причина, — сказал раввин. — Слушай.

И он рассказал: когда испанцы добрались до Южной Америки, их было всего несколько сотен — солдаты, приплывшие на трех кораблях. Они были оторваны от родины, запас провианта ограничен. А противостояла им могучая империя инков с хорошо сформированным войском, готовым к бою. Это были тысячи храбрых бойцов-индейцев, защищавших свою землю. У них было достаточно пищи, хорошо организованное обеспечение. Как же получилось, что маленькая и ограниченная в средствах армия нанесла поражение инкам?

Дело в том, что захватчики привезли с собой коней, в бою участвовала кавалерия. Индейцы не были знакомы с таким явлением, у них не было лошадей. И, когда на них неслись всадники, индейцы думали, что это какое-то невиданное чудовище с четырьмя ногами и двумя головами: сначала шея и голова животного, а над ними — руки и голова человека. И в этих руках — палка, стреляющая огнем. Кто же выстоит против такого чудища? Индейцы опустили руки и потерпели поражение.

Затем, к их удивлению, каждое чудище разделилось. Выяснилось, что это просто люди, едущие верхом на животных. Но, когда индейцы это поняли, было уже поздно.

К чему всё это говорится? В действительности человек именно так и устроен. «Человек», который внутри человека, сидит верхом на «животном», которое внутри человека, и управляет им.

Для чего нужно изучение мусара (еврейской этики), в чем смысл увещеваний? В том, чтобы дать «человеку» больше власти над «животным», научить его ездить верхом, держать вожжи и направлять «животное» в нужную сторону. Те, кто знает об этом, жаждут услышать такие увещевания. Ведь все хотят научиться лучше ездить верхом, быстрее и безопаснее достигать цели.

Но здесь этого секрета не знают. В этом поселке люди всё еще думают, подобно тогдашним индейцам, что конь и всадник — это такое единое существо. И, когда их учат обуздывать «коня», они видят в этом личное оскорбление, поскольку считают себя одним целым с ним.

Это показывает, от чего всё зависит. Главное — чтобы был «человек», принимающий Тору, способный контролировать и сдерживать «животное» в себе. Т. е., человек, способный контролировать и сдерживать себя. Это то, что делает возможным исполнение заповедей, соблюдение Галахи (еврейского Закона) во всех деталях.

Именно это укрепляет наши способности и усиливает «человека» в человеке, помогая ему взять верх над «животным» с его инстинктами. Об этом и сказано (Берешит 1:26): «Создадим человека…» (Маайан а-Моэд).

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Вчера, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Глава начинается с описания тех повелений, которые Всевышний дал Моисею и Аарону после смерти двух старших сыновей Аарона. Читать дальше