Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Квасное запрещено в Песах — это время выхода из Египта, освобождения от египетских «зол», корень которых — в гордыне. Мед же символизирует следование за вожделением: «Ибо сотовый мед источают уста чужой (жены)…»

«…ни из какой закваски и ни из какого меда не должны вы воскурять в огнепалимую жертву Господу» (Ваикра 2:11).

Рабейну Бахье пишет: квасное и мед символизируют два свойства или побуждения, которые приводят человека к греху и сокращают его жизнь в этом мире. Первое из них — гордыня. Она уподоблена закваске (хамец), которая заставляет тесто увеличиваться в объеме, «подниматься» больше, чем для него естественно. Вот почему мудрецы назвали дурное начало человека «закваской в тесте» (Брахот 17а).

Квасное запрещено в Песах — это время выхода из Египта, освобождения от египетских «зол», корень которых — в гордыне: «Кто Б-г, чтоб я послушал голоса Его?» (Шмот 5:2), «Мне принадлежит река моя, и я (сам) сотворил себя» (Йехезкель 29:3).

Мед же символизирует следование за вожделением: «Ибо сотовый мед источают уста чужой (жены)…» (Мишлей 5:3).

Тот, кто приносит жертву Всевышнему, то есть приближается к Нему, должен отдалиться в это время от «квасного» и «меда» — и от того, что они символизируют.

Дон Ицхак Абарбанель полагал, что символический смысл этого запрета — отдаление от крайностей. Об этом говорит Рамбам (Ильхот Дэот 1:4): в любых личных качествах следует придерживаться «средней меры».

Закваска действует медленно, нужно ждать, пока тесто «подойдет». А блюда, приготовленные с медом, надо есть быстро, иначе они испортятся. Тора предостерегает нас от обеих крайностей — с одной стороны, от медлительности, «торможения», а, с другой, — от излишней поспешности, неосмотрительности. Например, от привычки быстро реагировать (о чем потом часто жалеют) стоит постепенно отучаться, переходить к реакции сдержанной, успокаивающей, а от черствости переходить к отзывчивости, готовности немедля оказать помощь.

В одном местечке в России был трактир, где каждое утро собиралось много народу. Торговцы приходили завтракать, начинали спорить и обсуждать сделки. Оттуда все вместе шли на рынок. Местный нищий приходил именно тогда, когда трактир был полон, и просил подаяния у торговцев и других постояльцев.

Торговцы завели постоянный обычай, который переняли и их коллеги из соседних местечек. Каждое утро один из них подходил к нищему, доставал из кармана две монеты и предлагал выбрать одну из них. Это всегда были одни и те же монеты: одна побольше, достоинством в пятьдесят копеек, вторая поменьше, достоинством в рубль. Нищий по неведению брал большую монету, и смех постояльцев был слышен даже за стенами трактира.

Однажды утром в трактир зашел торговец, бывший в этих местах впервые. Он не был знаком с нищим и с этой традиционной забавой. Ему стало жаль попрошайку, и он решил просветить его насчет истинной стоимости монет. Когда очередной спектакль закончился, он вышел вслед за беднягой и объяснил, что меньшая монета в два раза дороже большей. И посоветовал впредь выбирать меньшую.

А нищий лукаво посмотрел на этого доброго человека и сказал: «Неужели ты думаешь, что я действительно не знаю стоимости этих монет? Ты хоть раз в жизни видел нищего, который не разбирался бы в своей работе? Я точно знаю, чего стоит каждая монета. Но если я хоть раз возьму рубль, это положит конец развлечению, а на следующий день уже не будет мне ни унижения, ни полтинника».

По мнению всех постояльцев, нищий ежедневно «терял» полтинник. А с его собственной точки зрения он ежедневно приобретал полтинник. Он проявлял осторожность, чтобы не разочаровать публику и «опускал голову», когда требовалось. Благодаря этому ему удавалось каждый день добывать себе пропитание.

На наш сегодняшний язык это можно «перевести» так: «Я предпочитаю потерпеть неудачу в роли соседа, который демонстрирует жильцам, кто в доме главный, но остаться здоровым уравновешенным человеком».

«Я предпочитаю потерпеть неудачу в роли невестки, затыкающей рот свекрови, но преуспеть в роли сдержанной жены, оберегающей покой мужа и семейный мир».

«Я предпочитаю потерпеть неудачу в роли матери, добившейся от ребенка беспрекословного послушания, но преуспеть в роли воспитателя, который знает, когда нужно замолчать и когда лишь тишина поможет ребенку прийти в себя».

Каждый просто решает для себя, что именно ему важно. Стоит ли побеждать во второстепенном, возможно, даже лишнем бою или важнее сосредоточиться на решающем жизненном испытании? Стоит уступить, когда речь идет о чьих-то капризах, спорах или ненужном противостоянии, избежать бессмысленной битвы — а взамен обрести душевный покой, доступный человеку верующему, который выбирает побеждать — и уступать (Маайан а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше