«Вот счета (пкудэй) по Скинии, Скинии Откровения…» (Шмот 38:21).
В эти дни, когда существует угроза безопасности Страны, Творец дает нам недельную главу о строительстве Скинии. Известно, что чтение священного текста подобно выполнению того действия, которое в нем описано, как сказано: «…и (вместо жертвенных) быков принесем (слова) уст наших» (Ошеа 14:3).
Чудесная сила Скинии и Храма — защищать нас от врага и злоумышляющего. Бааль а-Турим пишет: в трех местах мы находим в Танахе слово «кицец» — «разрубил»: «и разрезали (разрубили) в нити» (Шмот 39:3; речь идет об изготовлении священных одежд Аарону для служения в Скинии), «и копье разрубит» (Теилим 46:10), «рассек (разрубил) Он верви нечестивых» (Теилим 129:4). Это показывает нам: в награду за служение в Скинии евреи побеждали врагов и разрубали их копья.
О победе над врагами молился и царь Шломо при освящении Храма: «Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего… и будет молиться Б-гу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к Дому, который построил я для имени Твоего, Тогда услышь с небес молитву их и моление их и отомсти за них» (Млахим I 8:44, 45).
Так и поступали в каждом поколении. Аман клеветал на евреев, говоря царю Ахашверошу: «Шломо построил евреям дом, который назвал храмом, и я не знаю, что у них происходило внутри. Когда идут на войну — заходят в этот дом и колдуют там, а когда выходят оттуда, то убивают и разрушают мир» (Эстер Рабба 7:13).
Чтение глав о строительстве Скинии дает еврейскому народу надежду на мирную жизнь; мир и безопасность — награда за чтение и изучение этих глав. Всевышний положит конец нашим бедам и пошлет нам вечное Избавление. Сказано: в награду за молитвы, которые мы произносим, повернувшись лицом туда, где стоял Храм, Б-г посылает победу. Именно такая молитва склоняет чашу весов.
Удивительная история, которую мы расскажем, передавалась из уст в уста несколько поколений, а очевидцами ее были старики из персидского города Йезда. Эта история дает нам ощутить значение и великую силу молитвы, произносимой во время бедствия, даже если она очень коротка.
Случилось это более ста лет назад.
Между злым и жестоким персом и почтенным евреем из общины Йезда возник конфликт. Суд установил, что правда на стороне еврея, но его противник отказался принять решение суда. Поэтому он решил оклеветать еврея и попытать счастья еще раз. Всё обдумав, он вновь обратился в суд и изложил «обновленную версию» событий.
Вскоре еврея вызвали для перекрестного допроса. В соответствии с местной юридической традицией допрос включал жестокие пытки. Тот факт, что обвиняемый был евреем, не украшал его в глазах судей, и вскоре он был приговорен к казни через повешение. В те дни такая казнь практиковалась в Персии.
Были назначены день и час казни. Когда евреи общины получили эту страшную весть, их охватило отчаяние. Они собрались в главной синагоге, умоляя Всевышнего о помощи. При этом они не прекращали попыток повлиять на ситуацию и «земными» способами.
Были наняты лучшие адвокаты. Но суд отказался от пересмотра дела, и адвокаты были вынуждены отступить, так и не изложив своих аргументов. Казалось, приговор уже не отменить.
После короткой душераздирающей встречи с осужденным, члены семьи направились, сопровождая его, к месту казни. Его ввели в зал, лицо его было закрыто, так полагалось. Веревка была приготовлена и крепко привязана к потолочному крюку. Когда с головы осужденного сняли покров, он был бледен, но в глазах по-прежнему — уверенность. Петля была затянута на шее осужденного. Но прежде, чем вышибить подставку из-под ног, его спросили: какова его последняя просьба?
Каково же было всеобщее удивление, когда этот человек произнес, показывая рукой на другой конец зала: «Прошу отвязать веревку от этого крюка и привязать к тому».
Просьба удивила палача, но в соответствии с законом ее следовало исполнить. Тюремщик поднялся к потолку, снял веревку и привязал ее к крюку на другом конце зала.
Тишину, царившую в зале в те минуты, нарушали лишь тихие слова молитвы, которую читал осужденный.
Когда веревка была перенесена на новое место, еврея подвели туда и снова надели петлю на шею. Члены семьи ждали, что он, по крайней мере, глазами попрощается с ними, но он даже не взглянул в их сторону. Казалось, он полностью погружен в молитву и не обращает внимания на то, что происходит вокруг.
Настал страшный момент, собравшиеся затаили дыхание. Палач выбил подставку из-под ног осужденного. Веревка натянулась и… еврей полетел вниз и ударился о пол зала.
Вокруг раздались возгласы недоумения. Люди смотрели, не понимая, реальность это или иллюзия. Осужденный лежал на каменном полу, рядом валялись куски штукатурки, а лицо его сияло счастьем — счастьем спасшегося от смерти.
По какой-то непонятной причине крюк, к которому была привязана веревка, выпал, прихватив с собой часть штукатурки. Согласно персидскому закону, если человек был повешен хоть на одно мгновение — даже если остался жив, он считается казненным по всем правилам. Поэтому еврея отпустили на свободу, и он вернулся домой — на радость близким и к горькому разочарованию врагов.
Немного оправившись от случившегося, члены семьи задали очевидный вопрос:
— Как ты догадался в последний момент попросить именно об этом? Зачем нужно было переносить веревку на тот крюк? Наверное, тебе кто-то сообщил, что он плохо закреплен?
Как же они удивились, когда спасенный простодушно ответил:
«Ничего я не знал о том крюке. Но, стоя в первый раз с веревкой на шее и не имея никаких шансов на спасение, я вдруг вспомнил слова царя Хизкии. Услышав пророчество: «…ибо ты умрешь и не будешь жить» (Млахим II 20:1), он ответил: «Такое предание получил я из дома прародителя моего (царя Давида): даже если острый меч занесен над шеей человека, пусть не прекращает он молить о милости» (Брахот 10а).
В тот момент в моем сердце пробудилось сильное желание молить Всевышнего о милости. Но времени оставалось немного, поэтому, когда спросили о последней просьбе, Б-г подсказал мне просить палача перенести веревку подальше. Я думал: пока они будут переносить веревку, смогу молиться о спасении.
И, действительно, когда я в последние минуты жизни всецело погрузился в молитву, неожиданно пришло спасение. Со мной случилось то, чего не случалось никогда — крюк чудесным образом выпал и я остался в живых» (Ишма ми-Эйхало Коли — «И услышал Он из чертога Своего голос мой», Бэха Батахну).
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Захария Матитьяу
Рав Овадья Климовский
Я, хоть и верю в это, не могу объяснить хорошо...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Рав Моше Пантелят
Рав Реувен Куклин
Это не гордость?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.