«И остался Яаков один. И боролся человек с ним до восхода зари. И увидел, что не одолевает его…» (Берешит 32:25). Почему ангел сражался именно с нашим праотцем Яаковом, а не с Авраамом или Ицхаком? Конечно, речь идет об ангеле-покровителе Эсава, но всё же Эсав родился еще при жизни Авраама, так что его ангел мог бы вступить в бой с Авраамом. Или же он мог напасть на Ицхака, который, несомненно, прожил еще немало лет после конфликта своих сыновей.
Почему же ангел Эсава направил свои силы именно на войну с Яаковом?
Найти ответ нам поможет следующая история, хорошо известная среди литовских евреев.
В ешиве рава Хаима в Воложине было три самых выдающихся ученика. У одного из них была прекрасная родословная — он происходил из семьи известных раввинов, второй обладал замечательными личными качествами, у третьего был острый ум и различные таланты, а кроме того он был невероятно усерден в изучении Торы.
Прошло некоторое время, и этих троих учеников захватил дух берлинского «просвещения», которое в ту пору сильно опустошало «виноградник дома Израиля». Они покинули ешиву и обратились к чужой культуре. Трудно представить и описать страдания рава Хаима из-за того, что случилось с этими тремя дорогими ему учениками. Его душа отказывалась утешиться, он плакал о них.
Однажды ночью Виленский Гаон, учитель рава Хаима, явился ему во сне и сказал:
«Знай, что меч просвещения погубит еще многих достойных людей и заслуги отцов не спасут тех, кто попадет в западню неверия. Ведь весь народ Израиля ведет свою родословную от святых праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. Прекрасные личные качества тоже не дают гарантий спасения и не защитят от кары, так как они встречаются не только у евреев. Но в одном могу тебя заверить без сомнения: заслуга Торы защитит тех, кто трудился у ее дверей! Каждого, кто хоть раз вкусил сладость изучения Торы ради нее самой, эта заслуга непременно спасет от падения в яму гибельную!»
Прошло несколько лет, и рав Хаим решил поинтересоваться, что стало с теми тремя учениками. Выяснилось, что парень из знатного раввинского рода совершенно забыл о своих предках и полностью ассимилировался. Тот, у кого были прекрасные человеческие качества, целиком погрузился в изучение философии. В итоге его разум погряз в противоречиях и он принял христианство.
Третий же, который был наиболее усерден в Торе, поступил в университет и достиг высот в науке. Он стал профессором. В те времена человек, занимавший такую должность, должен был принадлежать к господствующей конфессии, но бывшему ешиботнику удавалось пока уклоняться от измены вере.
Впрочем, не прошло много времени — и тот ученик постучал среди ночи в дверь своего бывшего учителя. Он рассказал: в конце концов, наступил момент, когда ему пришлось бы отказаться от иудаизма. Однако он попросил дать ему трехдневную отсрочку. А сам собрал немногочисленные пожитки, покинул город и направился в Землю Израиля. И вот — заглянул по пути в Воложин, чтобы повидать рава.
Рав Хаим обнял ученика, а затем спросил: «Скажи мне, сын мой: что же спасло тебя от греха?»
Ученик рассказал: «Это было в те три дня, которые мне дали, чтобы перейти в чужую веру. Я прошел ночью по городской площади мимо еврейского дома. Оттуда раздавался голос человека, изучавшего Тору с напевом, который пленил мое сердце. Я застыл на месте как вкопанный и не мог оторваться от прекрасного напева.
Он показался мне скорбным плачем — как будто Тора плачет о том, что я оставил ее и ушел исследовать пустоту. В тот момент у меня пробудились мысли о раскаянии, и в сердце созрело решение: ни за что не оставлю веру моих отцов и будь что будет! И вот я здесь…»
Отсюда видно, что главная деятельность и заслуга народа Израиля, от которой зависит само его существование, — это изучение Торы. Только заслуга изучения Торы может гарантировать продолжение существования нашего народа.
В этом духе рав Элханан Вассерман объясняет, почему ангел Эсава боролся именно с Яаковом. Ведь известно, что ведущим качеством нашего праотца Авраама является Милосердие (Хесед), а Ицхака — Сила, Самоограничение (Гвура). Яаков же — столп Торы.
Ангел Эсава знал, что заслуги Авраама не гарантируют продолжения существования евреев, поскольку милосердие встречается и у других народов. Мужество и самоограничение также не являются исключительным достоянием евреев — такие качества есть и у других. Говорят, что Ишмаэль — это «милосердие нечистоты», а Эсав — «мужество нечистоты».
В отличие от этого, заслуги Яакова, заслуги Торы — это гарантия существования народа Израиля. Против них-то ангел Эсава и воюет! Тора принадлежит только Израилю, и это единственное лекарство от дурного начала, «царя старого и глупого».
Ангел Эсава знал: если ему удастся сломить столп Торы, нашего праотца Яакова, он победит всю общину Израиля. Вот почему «боролся с ним человек», но в итоге «увидел, что не одолевает его»! (Лэламедха)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»