Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не объединяйся со злодеем даже ради соблюдения заповедей.»Авот де-рабби Натан, глава 9
Будь дерзок, как тигр, и стремителен, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю Отца твоего Небесного

«Но сколько угодно душе твоей можешь резать и есть мясо по благословению Господа, Б-га твоего… нечистый и чистый может есть сие, как газель и как оленя» (Дварим 12:15).

Мишна в трактате Пиркей Авот (5:20) гласит: «Йеуда бен-Тэйма говорил: “Будь дерзок, как тигр, и стремителен, как орел, быстр, как олень, и могуч, как лев, исполняя волю Отца твоего Небесного”». Мудрец показывает, как нам следует служить Всевышнему, приводя в пример животных, символизирующих высшую степень развития соответствующих качеств.

В книге «Михтав Софер» находим следующий вопрос. Расторопность — это очень важное качество, необходимое в служении Всевышнему. Йеуда бен-Тэйма приводит в пример двух животных, символизирующих это качество: орел быстро летает, а олень быстро бегает. Почему же автору этой мишны понадобилось приводить в пример обоих этих животных? Ведь качество — одно?

В служении Б-гу имеется два пути, пишет «Михтав Софер», отвечая на этот вопрос. Встречаются люди, готовые служить Всевышнему днем и ночью, изучать Тору и исполнять заповеди, но при этом оставаться целиком погруженными в себя. Такой человек ни на секунду не отвлечется, чтобы задуматься о том, что происходит у ближнего — соседа или знакомого из синагоги. Он не интересуется ни духовным, ни материальным состоянием окружающих, а думает лишь о себе. Служение такого человека не является совершенным.

По-настоящему совершенный человек, с одной стороны, постоянно трудится, чтобы продвинуться в Торе, ощутить трепет перед Небесами, но помнит и о ближнем — ему важно, чтобы ближний тоже продвигался в служении.

Этот принцип, — продолжает «Михтав Софер», — мы находим в святой Книге Зоар (к главе Шмот): «Желание народа Израиля в том, чтобы Святой, благословен Он, не уходил и не отдалялся, а (если уж отдаляется, то) убегал, как газель и как молодой олень. В чем причина? Сказал раби Шимон: нет другого животного в мире, которое поступало бы как эти. Когда они убегают, то проходят немного и оборачиваются. Они всегда оглядываются назад. Так сказали евреи: “Владыка мира! Если уж из-за нас Ты уходишь от нас, да будет воля Твоя, чтобы отдаляться как газель (и как молодой олень), которые, убегая, оборачиваются на то место, которое оставили”. Об этом сказано: “…когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их…” (Ваикра 26:44)».

Иными словами, у газели и молодого оленя есть особое качество: когда они бегут, каждые несколько метров оборачиваются назад. Так и Всевышний, даже отдаляясь, всегда видит нас и наши действия, «присматривает».

Об этом сказал царь Шломо в Песни Песней (2:9): «Подобен возлюбленный мой газели или оленю молодому…» — Творец, даже отдаляясь от нас, каждое мгновение «смотрит», что тут у нас происходит.

Следовательно, — продолжает «Михтав Софер», — когда мудрец Мишны Йеуда бен-Тэйма советует уподобиться оленю и орлу, выполняя волю Всевышнего, он не говорит об одном и том же качеств дважды. С одной стороны, нужно быть «стремительным, как орел» — подниматься, «взлетать», переходя на всё более высокие уровни. Изучение Торы, исполнение мицвот (заповедей), исправление личных качеств — на всё более высоком уровне.

Но этого мало: нужно еще быть «быстрым, как олень», то есть стоять обеими ногами на земле и, подобно оленю, оглядываться назад. Интересоваться, как дела у ближнего, не нужна ли ему духовная или материальная помощь.

Только при сочетании этих двух качеств можно достичь совершенства.

Теперь можно лучше понять и наш стих: «…можешь… есть мясо по благословению Господа, Б-га твоего… как газель и как оленя». Если Всевышний позволяет тебе есть мясо, поступай как газель, которая оглядывается, — не ешь в одиночку, посмотри, не нуждается ли кто-то в пище.

Заботясь о других, важно видеть, в чем они на самом деле нуждаются и что приносит им пользу, чтобы помогать им ради их блага, а не ради своего собственного. Закончим эту тему следующей историей:

Три брата встретились и заспорили, кто из них лучше помогает пожилой матери. Первый сказал: «Я построил для нее такой огромный дом, что у нее на каждый день года есть отдельная комната».

Второй: «А я купил для нее целую армаду автомобилей и нанял столько же водителей, чтобы они обслуживали ее в любое время».

А третий сказал: «У меня нет столько денег, как у вас, и я не мог ничего ей купить. И тогда прислал ей одну монетку — песо из Аргентины. Это все деньги, что у меня были».

Первый брат усмехнулся: «Скажи, ты разве не читаешь новости экономики? Что мама будет делать с твоим аргентинским песо? В наше время оно почти ничего не стоит».

Второй брат даже повысил голос: «Действительно, братец, где же твое уважение к родителям?»

А спустя некоторое время пришло письмо от матери: «Спасибо вам всем за подарки, мои дорогие. Первенец мой, спасибо тебе за прекрасный дом, но для меня он слишком велик, мне трудно не чувствовать себя в нем одинокой. Второй мой сын, спасибо за машины, но мне и одной хватало, чтобы раз в неделю ездить в центр города. Младший мой, огромное тебе спасибо! Как же тебе удалось вспомнить, чего именно мне не хватает в коллекции монет, дорогой?»

Иногда мы гордимся тем, что сумели дать другим, но на самом деле даем лишь то, что хотим сами, а не то, в чем они нуждаются. Важно выяснить, что хочет ближний, и постараться дать ему именно то, что нужно ему, — чтобы помощь была настоящей (Кводам шель Исраэль).

 

Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше