Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Урок, который мать преподала своему ребенку

«Пшеница и полба не были побиты, потому что они поздние» (9:32). Гаон раби Шломо Бехор Хучин из мудрецов Вавилона в книге «Маасе Нисим» приводит красивую притчу.

Дело было с одним мальчиком, который вместе с матерью пошел помолиться в поле за чертой города. Увидел он на поле урожай в стоящих колосьях. Среди них были те, что с гордостью возносили головы кверху и качались на ветру, а были и такие, которые пригибали головы к земле, словно в стыдливости и смирении.

Сказал мальчике матери: «Как прекрасны прямые и высокие колосья. Будь я крестьянином, я бы убрал с поля все согнутые колосья, уродующие общий вид поля».

Мать отозвалась: «Прислушайся ко мне, сынок, и повторяй этот урок снова и снова. Верно, что прямые колосья колышатся перед глазами, но если поразмыслишь, ты увидишь, что они возносят головы кверху, поскольку они тощие и изможденные. Мякина скрывает под собой пустоту. А те колосья, что пригнулись и стелятся по земле, и которые тебе не понравились, склонились от того, что пшеничные зерна созрели в них и сделали их тяжелыми.

Отсюда выучи, сынок, что нужно размышлять над любой вещью в глубину, отыскивая ее внутреннюю суть, а не поддаваться обману, глядя поверхностным взглядом. К тому же, сын мой, высокие колосья подобны человеку гордому и спесивому, который в гордыне и наглости поднимает голову, говоря: сморите, как я вырос в мудрости и понимании, кто сравнится со мной в разуме и познаниях! Знай же, что такой человек — глупец и невежда, и вся мудрость его — словно мякина, уносимая ветром. Ведь истинный мудрец похож на полные зернами колосья, склоняющие головы перед всеми, как сказано: “Кто есть мудрец? Тот, кто учится у любого человека”».

Мальчик ответил ей: «И не только у любого человека, но и у колосьев в поле нужно учиться мудрости и знанию!»

В книге «Экев Анава» гаон рабиРахамим Нисим Йеуда ди-Сигора (из мудрецов Измира) видит похожую ситуацию в том, что случилось с урожаем во время египетских казней.

Во время удара градом египетский урожай потерпел большой ущерб. Лен и ячмень были сильно поражены градом, их гибель стала большим ударом по египетской экономике. Вместе с ними были поражены и другие деревья и полевая трава, за исключением пшеницы и полбы, которым удалось спастись. Но это было нужно для того, чтобы остался урожай для последующего поражения саранчей. Вот что рассказывает Тора: «Лен и ячмень были поражены, поскольку ячмень — весенний, а лен был в стеблях». Раши комментирует: «Ячмень — весенний, то есть он уже вырос и стоял в колосьях, которые были сломаны и пали. Также и лен уже вырос и стоял в стеблях. Пшеница и полба не были побиты, потому что они поздние — они были еще мягкие и смогли устоять под градом».

На первый взгляд, здесь произошло нечто противоположное природе. Вместо того, чтобы твердые стебли льна и ячменя пережили павший на них град, под ним уцелели как раз мягкие пшеница и полба. Как такое возможно? Именно их мягкость привела их к спасению. Когда град ударил по ним, они согнулись и пережили этот удар, тогда как ячмень и лен стояли в своей твердости и потому сломались. Это учит нас тому, что смиренный человек иногда кажется покорным и сгибающимся, но в итоге он выходит с выигрышем в сравнении с тем, кто проявлял гордыню.

Гордец думает про себя: «Чем больше вырастет моя слава, тем выше я поднимусь!» Но на самом деле все наоборот: вместо возвышения гордыня унижает его до самой бездны, как говорили наши мудрецы (Эрувин 13 б): «Каждого, кто принижает себя, Святой, благословен Он, возвышает; а того, кто возвышает себя, Святой, благословен Он, унижает».

По этому поводу приводят красивую притчу.

Два человека вместе шли по дороге: один был сильным, а другой — слабым. Первый — высокий и здоровый, а его попутчик — сгорбленный и больной. Но одна черта их объединяла, причем не по их воле, — бедность. Нищета была их уделом и верно сопровождала их на всем пути.

Несмотря на общий путь, и поскольку природа побуждает человека находить у себя достоинства в сравнении с ближним, сильный придирался к слабому, пытаясь выставить себя в лучшем свете на фоне его недостатков, досаждал ему и частенько насмехался. В один из дней слабый бедняк уже не мог терпеть унижение, поднял голову к своему высокому спутнику и спросил: «Как же ты не боишься Всевышнего? Ведь Он может унизить гордых и возвысить униженных!» Сильный разразился смехом, не прекращая унижать его.

И вот, прибыли эти двое в царский город. В ту пору царь искал себе главного сторожа и врача. Два кандидата предстали перед царем: один представил себя как могучего и храброго воина, а второй попросил принять его придворным лекарем.

«Как же проверить ваши таланты?» — спросил царь.

«Приведите мне здорового и сильного человека, закаленного и могучего, — провозгласил воин, — и я уложу его одной рукой, так что он и не встанет».

А человек, представивший себя профессиональным врачом, сказал: «Приведите человека слабого, с известной болезнью, и за один день я вылечу его!»

Царь согласился и велел своим слугам привести двух людей: одного — который был сильным и закаленным, а второго — слабого и больного. Слуги еще не успели далеко уйти, как наткнулись на двух бедняков, которые лишь недавно пришли в город. Те как раз хорошо подходили под запрос царя. Слуги обрадовались тому, что за один раз поймали двух птиц, и поспешили привести их во дворец.

Воин подошел к сильному бедняку и одним ударом уложил его на землю. Врач же взял слабого бедняка и за день излечил его от всех болезней. Получилось так, что именно сила послужила во зло сильному, а слабость и болезненность слабого принесли ему благо (Оцротейну).


Читайте также: тема Гордость и гордыня


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше