Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И построил там жертвенник для Б-га, явившегося ему» (12:7). Когда наш праотец Авраам прибыл в страну Израиля, Всевышний дал ему два обещания, каждое из которых было способно создать для него и для его жены Сары бесконечное счастье. Первое обещание заключалось в том, что у него будет сын после долгих лет бесплодия, и произойдет это, когда ему исполнится сто лет. Второе обещание — что страна Израиля будет дарована избранному народу, который произойдет от его потомства.

Мы могли бы ожидать, что Авраам будет прославлять и восхвалять Б-га, принося благодарственные жертвы за эти добрые вести на построенном им жертвеннике. Но при размышлении над приведенной выше фразой, как подсказывает нам комментарий «Ор а-Хаим», видим, что благодарность Авраама выражалась совсем по другой причине.

И построил там жертвенник — из-за чего? Для Б-га, явившегося ему. Он благодарит Святого, благословен Он, за сам факт раскрытия и появления перед ним впервые в жизни, как отмечает Рамбан: «Смысл слов “для Б-га, явившегося ему” в том, он благодарил Б-га и зарезал для Него жертву за то, что Он явился ему. Ведь до сих пор Б-г ему не показывался, не являлся ему ни в видении, ни в откровении».

Несомненно, — поясняет Ор а-Хаим, — Авраам воздал хвалу Всевышнему и за потомство с землей. Но наиболее важной и возвышенной, за что следовало благодарить, для него была сама близость к Б-гу. Все его устремления заключались в том, чтобы удостоиться этой близости, а все остальное оставалось лишь средством для этой цели. И хотя он очень возрадовался полученным обещаниям, они показались крошечными в сравнении с великим обретением близости к Творцу. Ведь это самое истинное и великое наслаждение в мире.

Рамхаль в книге Месилат Йешарим (гл. 1) описывает это наслаждение близостью к Всевышнему как единственное, ради чего был сотворен человек: «Ведь человек был сотворен, только чтобы наслаждаться Б-гом, получать удовольствие от сияния Его Шхины, ибо это и есть истинное наслаждение и величайшее из всех блаженств, какие только могут существовать. Настоящее совершенство — это лишь сопричастность Ему, и об этом говорил царь Давид: “Я близок к Всесильному, хорошо мне”».

Так и мы, стоя в молитве и с просьбами к Царю царей о здоровье, пропитании и т. д., должны утвердить на сердце, что не это главное. Настоящая цель — наслаждаться Б-гом. Сам факт того, что мы удостоились стоять и молиться перед Всевышним, который прислушивается к нашим мольбам, и что мы сумели приблизиться к Нему, это величайшее обретение. Все же наши просьбы — лишь повод для того, чтобы было, о чем молиться.

Наш учитель раби Йосеф Хаим приводит в этой связи притчу в книге «Бен Иш Хай» (ч. 1, 3, «К великому шаббату»).

Двое людей снискали благоволение в глазах царя, который решил сделать им добро и вручить каждому из них дар из своей сокровищницы на сумму триста шестьдесят золотых монет ежегодно. В той стране был обычай: если кто-либо получал подарок от царя, ему давалось право войти в царские покои во дворце и лично выразить свою благодарность.

Царь предложил им выбрать из двух возможностей: или раз в год получать всю сумму, или разбить ее так, чтобы каждый день получать по одному золотому, так чтобы вся она оказалась выплачена к концу года. Первый из награжденных решил взять 360 золотых сразу в начале года, чтобы не брать на себя ежедневный труд ходить во дворец, а его товарищ предпочел получать каждый день по одной монете.

Слуги царя удивились, зачем он выбрал такой обременительный вариант — ходить каждый день за одной монетой. Но тот ответил им с мудростью: «Моя радость от получения денег даже близко не подходит к той огромной радости, которуя я испытываю от посещения царского дворца, когда своими глазами вижу его величество во всей славе и роскоши. А поскольку есть закон, что всякий, кто получает подарок от царя, даже если он крошечный, вправе увидеть лицо царя и поблагодарить его за это, я предпочел получать одну монету ежедневно, чтобы видеть лицо моего великого и возвышенного царя каждый день и благодарить его за оказанную милость».

В мидраше Коэлет Раба приводится история о важном человеке, которого царь захотел прославить, поскольку был признателен ему за помощь в восхождении к власти. Сказал ему царь: «Попроси у меня все, что пожелаешь, и я выполню просьбу!» Тот человек был мудрым, подумал он и понял, что если попросит золота и серебра, то лишь их и получит. Попросит дорогой жемчуг — лишь его и получит. Он решил попросить то, что включает в себя все: стать зятем царя. Царь выполнил просьбу, как и обещал, и так этот мудрец получил все царство, и золото, и серебро, и жемчуг.

Мы читаем о том, как Всевышний явился царю Шломо в Гивоне в ночном сновидении и сказал: «Проси, что дать тебе». Шломо в ту пору еще только вступил на престол, и у него было много противников, как и у его отца Давида. Он мог попросить сильной власти, богатства и почестей, мира и процветания без войн. Но тем не менее он попросил не это, а что? Только мудрость, чтобы уметь справедливо судить. Сказал ему Святой, благословен Он: «Поскольку ты попросил мудрость, то получишь все — и богатство с почестями, и победу над врагами». Тотчас снизошел на него дух святости, и он написал три книги — Притчи, Коэлет и Песнь Песней. Он знал все премудрости, язык растений и птиц. Со своим широким пониманием он сумел воцарить мир в стране, и так обрел все блага земные. Ведь он знал корень всех вещей, поэтому от его взора не скрылось, где находится богатство и все прелести мира (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше