Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Слово Ашема: Разве Я хочу смерти нечестивого? Но пусть вернётся нечестивый со своего пути и - будет жив!»Йехезкель 33:11
На протяжении всей жизни Моше Рабейну остерегался, чтобы к его намерениям не примешалось даже малейшей тени личного интереса. Поэтому Моше — истина, и Тора его — истина.

«Хватит вам сидеть на этой горе» (1:6). Автор книги «Хизкуни» удивляется: эта глава начинается со слов увещевания, которые произнес Моше Рабейну. Сначала они скрыты в ней в виде намека, а затем начинают звучать в явной форме. Почему же Моше решил среди всего этого упомянуть величие и избранность Израиля, и что у горы Синай он удостоился Торы, скинии, судей и санедрина?

Он приводит слова Гмары (Шаббат 30 б) о том, что Раба прежде, чем преподавать своим ученикам Тору, начинал урок с шутки. Они улыбались, а затем он усаживался со страхом и трепетом и начинал учить. Зачем он так поступал? Веселая атмосфера приводит к сближению умов, и тогда ученики будут слушать более внимательно, открывая для мудрости свои сердца. И если уж перед учебой нужно создавать близость сердец, насколько же больше она требуется перед тем, как произносятся увещевания! Есть еще кое-что важное: у того, кто увещевает, не должно быть личной заинтересованности. Иначе все его речи прозвучат напрасно. Насколько эта мысль обязывает нас, ведь это Учение жизни!

На протяжении всей жизни Моше Рабейну остерегался, чтобы к его намерениям не примешалось даже малейшей тени личного интереса. Поэтому Моше — истина, и Тора его — истина. Приведем историю (из книги «Вокруг стола магида»), иллюстрирующую, насколько пагубна сила эгоистической предвзятости.

Один богач, который был известен своим щедрым сердцем, часто давал деньги взаймы людям, попавшим в беду. В один прекрасный день к нему обратился человек с просьбой одолжить ему крупную сумму. Просивший был известен как человек, который много брал в долг и мало возвращал, а в лучшем случае опаздывал с выплатами. При естественном положении вещей люди уже старались не давать ему, но наш богач, чувствуя жалость и милосердие к этому несчастному, взял риск на себя и дал ему запрашиваемую крупную сумму. Он верил, что тот наверняка вспомнит об этой милости и вовремя выплатит долг.

Прошло много дней, и настал срок выплаты долга. И мало того, что должник не пришел с деньгами, он даже не попросил продлить срок и дать ему еще время для сбора средств. Когда прошло уже свыше двух лет со времени назначенной выплаты, щедрый кредитор сам пошел к должнику и попросил вернуть деньги.

Но здесь-то его и поджидал сюрприз. Должник набрался наглости перед тем, кто сделал ему добро, и стал начисто отрицать факт долга. Богачу ничего не оставалось, кроме как вызвать его на суд Торы. Судьи выслушали обе стороны и постановили, что если обвиняемый хочет освободить себя, он обязан поклясться, что никогда не брал у того в долг. К большому удивлению, ответчик встал и принес ложную клятву, что ничего не было.

Когда богач, давший ему в долг, услышал такое, он потерял самообладание и начал кричать на должника на глазах у судей: «Мне не важны деньги, но как ты посмел ложно клясться?! Так легко нарушить одно из десяти речений?! Стыдись! Навлекаешь позор на весь еврейский народ!» С тех пор каждый раз, когда эта тема возникала снова, у богача разгорался гнев, и он вновь повторял: «Денег мне не жалко, но как можно приносить ложную клятву?!»

Прошло много лет, и этот случай забылся, пока однажды в шаббат тот щедрый богач не поднялся на трибуну в синагоге и провозгласил: «Хочу кое о чем объявить. Несколько лет назад у меня был суд с таким-то, и после суда я неоднократно позорил его в присутствии моих друзей и говорил о нем дурное. Теперь же хочу попросить прощения у него за то, что навлек на него стыд».

Удивление на лицах собравшихся не ускользнуло от его взора, и он поспешил объяснить свои извинения, пришедшие спустя несколько лет: «На прошлой неделе я по своим делам поехал в один дальний город. На одной из встреч мой друг, живущий там, рассказал мне о суде Торы, который должен вскоре состояться, и попросил меня поприсутствовать на нем, послушать обсуждение и решение судей. Поскольку времени у меня было достаточно, я пошел и стал слушать. К своему удивлению, я узнал, что темой суда была в точности такая же ситуация, которая была у меня с тем должником. Некий человек взял деньги у друга, а позже стал заявлять, что ничего не было. И здесь судьи также постановили, чтобы он поклялся, и он поклялся. А я сидел в суде и своими глазами видел, как человек приносит ложную клятву. Но здесь у меня это не вызвало совершенно никаких эмоций.

Вернувшись домой, я начал размышлять: я слышу, как еврей ложно клянется и нарушает одно из Десяти Речений, и тем не менее ни одна мышца у меня на лице не дрогнула. В тот час спросил себя: в чем же разница? Почему в случае с моим должником я весь мир готов был перевернуть и всем рассказывал, что денег мне не жалко, а гневаюсь я лишь из-за ложной клятвы, а здесь мне это совершенно не мешало? Я пришел к выводу, что, по-видимому, не сам грех взбудоражил меня, а все-таки мне недоставало денег, которые у меня забрали.

А значит, все, что я говорил, будто не из-за денег я негодую, а из-за ложной клятвы, происходило от личной, эгоистической заинтересованности. У меня не было права так оскорблять должника, и поэтому я извиняюсь публично» (Оцротейну).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Сегодня, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше