Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
История о мудреце, который хотел узнать, кто окажется вместе с ним в раю

«Князь сынов Гада — Эльясаф, сын Реуэля» (2:14). В этой недельной главе дважды упоминается князь колена Гада, но каждый раз — с другим именем. В начале главы он зовется «Эльясаф, сын Деуэля» (1:13), а здесь — «сын Реуэля». Каким образом в одной главе в его имени буква Далет сменилась на Рейш?

Наш учитель Х. И. Д. Азулай в книге «Хомат Анах» дает оригинальное объяснение (ссылаясь на «Имрей Ноам» от авторов Тосафот): это имя прошло своеобразное «усовершенствование» в заслугу добродетели, которой обладал князь колена Гада.

Если присмотреться к разногласиям по поводу знамен, увидим, что самым обделенным осталось колено Гада. Почему? Потому что у нашего праотца Яакова было четыре женщины: Рахель, Лея, Бильха и Зильпа. Сыновья Рахели получили свое особое знамя на западе. Сыновья Леи, которых было много, получили два знамени: восточное — во главе с царственным Йеудой, и южное — во главе с первенцем Реувеном. Осталось последнее знамя, северное, которое было отдано сыновьям Бильхи во главе с Даном, ее первенцем.

У кого же не было своего знамени? У сыновей Зильпы — Гада и Ашера. Они разделились на два направления: Ашер стал сопровождать северное знамя во главе с Даном, а Гад примкнул к южному во главе с Реувеном. Следовательно, Гад, первенец Зильпы, был вправе негодовать от того, что трое других первенцев удостоились чести нести знамя, а ему такой чести не досталось.

Князь колена Гада промолчал и не стал жаловаться. В заслугу этой сдержанности его колено получило то, чего не досталось остальным: Моше Рабейну, пастырь Израиля, передавший Тору, был погребен именно на территории Гада — на горе Нево, как написано: «Ибо там кроется надел Законодателя» (Дварим 33:21). Намек на это содержится в имени Реуэль, данном князю Гада. Оно означает «друг Б-га» и указывает на связь колена Гада с Моше, человеком Б-жьим.

В книге «Оцар Мидрашим» есть удивительная история о человеке, который в заслугу своей благородной уступки удостоился высокого места в раю.

Это история об одном мудреце, который попросил у Всевышнего: «Молю, покажи мне, кто окажется вместе со мной в райском саду».

И Всевышний показал ему: «Место твое будет рядом с таким-то поваром». Услышав такое, тот вздохнул и горько заплакал. Во сне его спросили: «Отчего так горько тебе, и почему поникло лицо твое? Ведь этот повар совершил такие благодеяния, каких никто никогда не делал».

Мне надо пойти и познакомиться с тем, кто будет рядом со мной в раю, — решил рав. Он пошел в дом к повару, который, как оказалось, был очень богатым. Рав позвал его и спросил: «Расскажи, чем ты занимался всю свою жизнь?»

«К сожалению, — ответил повар, — Торой я занимался не много. Сначала я был нищим, а затем Б-г благословил меня богатством. С тех пор я много денег отдаю на пожертвования, и каждый раз накануне шаббата раздаю мясо беднякам города».

«Ты совершаешь великое дело! — восхитился рав, — но, быть может, ты сделал что-то еще более важное, на что способен не каждый?»

Глаза повара засияли, и он скромно рассказал: «Я живу в портовом городе, многие корабли приплывают сюда с товарами, а моя задача — собирать пошлины. В награду за эту работу мне разрешено с каждого корабля брать себе один предмет. Однажды в порту пришвартовался корабль, и я, как обычно, взошел на борт за пошлиной. Капитан показал мне разные товары, а я взял за них деньги и собирался сходить на причал. Но капитан прошептал мне на ухо: “Не хочешь ли купить у меня одну драгоценность? Я пока не могу сказать, что это такое”.

Мне это показалось подозрительным. Этот капитан выглядел хитрецом. Что он хочет продать? Контрабанду? Ворованные вещи? Впрочем, любопытство взяло верх, и я спросил: “Что же это за вещь?”

“Не могу показать ее, пока не заплатишь ее полную цену. Но знай, что если не купишь ее сейчас, я уже никогда не продам ее тебе!”

Из любопытства я был готов купить ее, лишь бы узнать, что это такое.

“Сколько денег ты просишь за нее?” — спросил я.

“Десять тысяч золотых”, — ответил капитан.

Поскольку это была огромная сумма, я все же потребовал показать мне товар прежде, чем я отдам ему деньги. Но он яростно воспротивился и даже увеличил сумму до двадцати тысяч золотых.

Видя, что он прибавляет в цене, я понял, что предмет, очевидно, дорогой и редкий, и решил заплатить ему, несмотря ни на что. Я передал требуемую сумму, а тот полетел, как стрела, в трюм корабля.

Не прошло и нескольких минут, а из трюма один за другим стали подниматься люди. К своему удивлению, я понял, что это двести евреев, которых этот капитан взял в плен.

“Знай, — сказал злодейский капитан, — что если бы ты не купил их сегодня, я выбросил бы всех их в море!”

Я быстро пришел в себя и обратился к людям, которые только что выбрались из плена, голодные и лишенные всего. Я взял их к себе домой и позаботился о них, словно отец родной.

Среди пленников была одна прекрасная и добрая девушка, которую я решил отдать сыну в жены. В назначенный день все евреи города пришли порадоваться за него на свадьбе. На трапезе я увидел одного из бывших в плену юношей, который сидел в стороне и плакал. Я подошел и спросил, из-за чего он плачет среди веселья, но он словно воды в рот набрал.

Я позвал его в дальнюю комнату и повелел в приказном порядке объяснить причину плача. Тогда парень вздохнул из глубины сердца и, с трудом сдерживая слезы, сказал: “Невеста твоего сына была моей невестой. И как раз в день, выбранный для моей свадьбы, на нас напали разбойники и взяли в плен. Как же мне не плакать, видя, как ее отдают другому?”

Я тотчас предложил ему: “Дам тебе сто монет серебром, только откажись от нее, хорошо?” Но парень решительно покачал головой: “Для меня моя невеста дороже любого золота и серебра!”

Услышав такое, я подошел к сыну и тихо рассказал ему все, что услышал от того парня. Мы решили, что нельзя разделять несчастного жениха с его любовью. С согласия невесты он встал под хупой вместо моего сына. После их свадьбы я обеспечивал их и давал им все необходимое».

Так завершил повар свой рассказ, а мудрец встал и поцеловал его в голову, сказав радостно: «Счастлив я, что Б-г даровал мне возможность пребывать вместе с тобой в раю!» (Оцротейну)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше