Темы: Недельная глава, Оцарот, Чтение для детей, Ваэра
«Умножу Мои знамения и чудеса в стране Египта» (7:3). В этой недельной главе мы начинаем читать о египетских казнях, а в следующей главе подойдем к их завершению. Все эти казни отличаются друг от друга. Но есть ли между ними что-то общее?
От одного из великих мыслителей последних поколений, Сабы из Кельма, до нас дошло правило: если видишь книгу и хочешь понять, о чем она, — открой первую страницу. Там говорится об определенной теме, но возможно, книга занимается и другими темами. Как узнать? Перелистаем до последней страницы. Если и там речь идет о том же самом, можно сделать вывод, что эта тема проходит красной нитью через всю книгу.
В таком ключе Саба объяснил слова Гмары (Сота 14 б): «В Торе начало — дар милосердия, и конец — дар милосердия». Если эта тема фигурирует и в начале, и в конце, значит она пронизывает всю Тору. Наш учитель Хафец Хаим специально исследовал одну главу за другой в предисловии к книге «Аѓават Хесед» и действительно в каждой из них нашел удивительные указания на милосердие.
Вооруженные этим чудесным правилом, давайте поразмышляем о первой и десятой казнях. Выясняется, что обе они указывают на одно и то же, а значит, эта тема становится центральной осью, вокруг которой вращаются и все остальные казни. В первом случае Нил стал кровью, и рыба в реке умерла. Нил был жизнью для Египта — это была вода для питья и полива растений. Вдобавок, он доставлял египтянам рыбу, которая была для них основой всей животной пищи. «Помним рыбу, которую ели в Египте» (Бемидбар 14:5). Ведь скот воспринимался египтянами как божества, и его не ели. «Ибо мерзость для египтян всякий пасущий скот (Берешит 46:34). вот, зарежем мерзость египтян у них на глазах, разве не побьют они нас камнями?» (Шмот 8:22). Но, главным образом, египтяне гордились тем, что Нил разливается и орошает поля без всяких усилий со стороны человека (Дварим 11:10). Нил для египтян был богом (Танхума, Ваэра 13), на него возлагались все упования. И теперь он превратился в кровь, оставив их в смятении и беспомощности.
Во время последней казни смерть также пробралась в их окна. «Не было дома, в котором не было умершего, и был великий вопль в Египте» (Шмот 12:30). Но это не стало неконтролируемой гибелью, подобной эпидемии, оставляющей после себя опустошение. Умерли только первенцы. Первенец считался гордостью семьи, надеждой родителей и братьев, защитником и покровителем. В случаях, когда не было первенца, — наши мудрецы говорили, что умирал старший в доме.
И здесь, и там — одинаковое послание. Это были болезненные удары, поражающие самую основу жизни. Но урок, извлекаемый из этих происшествий, проникал глубоко в душу: казни ударяли по гордыне, разрушали то, на что возлагались надежды. Они оставляли после себя смятение и подавленность, беспомощность и беззащитность.
Привычная картина мира для этих людей рухнула: «Чтобы ты знал, что Б-гу принадлежит земля!» (Шмот 9:29). Все — в Его руках, а ты обнажен и беспомощен перед Ним!
В таком же ключе нужно исследовать и остальные казни. Дом — это убежище для человека, а лягушки завладели им. Они пробрались всюду, от подушки и одеяла до печи и теста. Тело — это убежище для души, но вши и язвы поразили его. Человек искал безопасности на улицах, но туда проникли стаи диких зверей. Он полагался на свой скот и стада, но мор сразил их. Полагался на урожай — его побил град и поела саранча. Полагался, по крайней мере, на порядок дня и ночи — светила меркнут для него, и мир покрывается тьмой.
Короче говоря, здесь проявилась не просто тяжесть наказаний и не просто знание о том, что Творец властвует над всем. Более этого и, возможно, главное среди всего — что мир египтян треснул и рухнул, разбившись на осколки. Все, на что возлагались надежды, подвело, пошатнулось и не выстояло: «Над богами их совершил Б-г суды» (Бемидбар 33:4). Все узнали, что есть лишь одно Убежище: «Вот Б-г — спасение мое, уверюсь и не убоюсь!» (Ишайя 12:2).
Нам было обещано: «Как во дни исхода твоего из страны Египта, явлю тебе чудеса» (Миха 7:15). Давайте посмотрим вокруг и увидим: разве «египетские казни» не повторяются вновь, расшатывая все виды убежищ? Все системы мировоззрения рушатся — военные и политические, социальные и экономические, и все это чтобы привести к единственному осознанию: «Благословен муж, уповающий на Б-га, и будет Б-г убежищем его!» (Ирмия 17:7)
Автор книги «Ноам Элимелех» добавляет к словам Писания (Шмот 10:2): «Чтобы ты рассказал в уши сыну своему и внуку, как издевался Я над Египтом, и о знамениях, которые сделал с ними», что именно благодаря этому исполнится сказанно «И познаете, что Я Б-г» — Я избавлю вас от ваших бедствий. Общий принцип в том, — написано в книге «Кдушат Леви», — что когда рассказывают о чуде, это чудо светит нам постоянно.
Рассказывают, как автор книги «Диврей Ихезкель» из Шинавы ехал в телеге и захотел зажечь свою курительную трубку. Пробовали сделать это, но ветер гасил спички одну за другой.
Тогда он сказал: «Однажды зажигали свечи в доме моего учителя раби Менахема Мендла из Риманова. Окна были открыты из-за жары, и ветер угрожал погасить свечи. Раби встал и сказал: “Владыка мира! Мне нужно, чтобы свечи горели во славу святого шаббата”, и в тот же момент ветер утих».
Завершив этот краткий рассказ, он промолвил: «Попробуйте снова зажечь трубку».
Зажгли спичку, и она не погасла. Он взял дымящуюся трубку и произнес: «Не думайте, что произошло чудо. Просто, когда хотите сделать что-либо, можно вызвать действие рассказом о праведнике, делавшем нечто подобное. Ведь Тот, кто ответил всем хасидам и праведникам, ответит и нам!»
Более того, раби Буним из Пшисхи говорил, что после того, как упоминают, что Б-г ответил Аврааму, Ицхаку и Яакову, Моше и Аарону, и всем праведникам поколений, остается еще и частный аспект. «Тот, кто отвечал мне до сих пор, ответит и теперь!» (Маамарей Симха). Поэтому скажем и мы: «До сих пор помогало нам Твое милосердие, не оставляй же нас навечно!» (Мекарван ле-Тора)
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»