Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Не объединяйся со злодеем даже ради соблюдения заповедей.»Авот де-рабби Натан, глава 9
Посчитайте по головам всю общину сынов Израиля по семьям их: история, связанная с реализацией заповеди

«Посчитайте по головам всю общину сынов Израиля по семьям их, по отчим домам их» (1:2). Автор книги «Бен Иш Хай» написал в своих толкованиях: «Известно, что человек должен остерегаться, чтобы не осуждать и не обвинять народ Израиля перед Святым, благословен Он, — даже грешников среди народа, разве что ради их увещевания и возвращения к добру. Перед Всевышним, напротив, нужно говорить об их заслугах и заступаться за них. Об этом сказано в Гмаре (Псахим 87 б), в комментарии к фразе “Да не будет раб доносить на господина своего” (Мишлей 30:10): Святой, благословен Он, строго взыскивает с тех, кто обвиняет Израиль.

Все евреи делают обрезание своим сыновьям на восьмой день и отказываются жениться на иноземных женщинах. Благодаря этому даже те, кто не соблюдает заповеди педантично, доказывают, что иудаизм ценен для них, и что они привержены пути своих предков, идущему от Авраама, Ицхака и Яакова.

С этим становится понятной фраза: "Посчитайте по головам всю общину сынов Израиля по семьям их". Буквально это можно перевести как “вознесите голову всей общины…” Всех, даже грешников среди них, которые будут в разных поколениях, нужно превозносить и оправдывать. Благодаря чему? Тому, что они привержены “семьям их и отчим домам их” — они соблюдают союз обрезания, чтобы оставаться отделенными от народов, и берут в жены только евреек».

В завершение автор пишет следующее: «Этой заслуги достаточно, чтобы выступить с оправданием для них, превознести и похвалить их. И Б-г поможет каждому еврею, творящему беззаконие, раскаяться и вернуться на добрый путь. И оставит грешник путь свой, человек неправедный — поступки свои, и вернется к Б-гу, и Он помилует его, к Всесильному, ибо Он многое прощает (Ишайя 55:7)».

Однако мы должны знать, что есть и такие, кто полностью выходит из общины, и это мы также учим из нашей главы. Она начинается с заповеди подсчета сынов Израиля. «Всякого, идущего в армию в Израиле, посчитайте». Рав Авраам Ибн Эзра объяснил это так: «В Израиле — это исключает великое смешение». Великое смешение исключается из народа.

Среди великих раввинов, озаривших Иерусалим своим светом около двухсот лет назад, был гаон и хасид раби Рефаэль Меюхас, автор книг «При а-Адама» и «Мизбеах Адама». Он был первым в «поколении знания» в ту же эпоху и в том же месте, где жили наши святые учителя — Рашаш, авторы книг «Ор а-Хаим», «Нехпе Кесеф», «Батей Кеуна» и другие.

В ту пору в Иерусалиме была маленькая община караимов. Однажды власти возложили тяжелое бремя налогов на иудеев и на караимов. Решили собраться в синагоге караимов, расположенной в погребе, и устроить совет. Когда рав Меюхас спускался по ступеням этой синагоги, он внезапно потерял сознание и упал. Собравшиеся удивились и решили посмотреть, что находится под ступенями. Там они нашли книгу Рамбама «Яд а-Хазака», которую караимы положили туда в знак своего презрения, чтобы всякий, кто идет в их синагогу, наступал на нее. Ведь Рамбам в своей великой книге охватил всю Устную Тору, которую караимы не признают.

Возгорелся гнев рава Меюхаса на караимов, и он проклял их, чтобы они никогда не могли собрать нужное количество людей на молитву в Иерусалиме. Так и было. Спустя восемьдесят лет после этого, двадцать семей караимов из Крыма готовились подняться в Иерусалим. Члены маленькой иерусалимской общины возрадовались этому — наконец-то, у них начнут собираться люди в синагоге. Но когда караван караимов достиг ворот Иерусалима, у них началась эпидемия, и все их мужчины умерли.

Община караимов в Иерусалиме, отрицающая Устную Тору и презирающая мудрецов, так и осталась без миньяна (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше