Темы: Ваеце, Мировоззрение, Оцарот, Еврейская молитва
«И защищал меня на этом пути, по которому я шел» (28:20). Рассказывает рав Зильберштейн.
Однажды я навещал в больнице одного знакомого, и у меня на глазах разворачивалось весьма волнующее зрелище. Из скорой помощи вынесли носилки, на которых лежал мужчина, на первый взгляд сильный, как лев. Но он вопил и стонал, не прекращая. Его вопли взбудоражили всех, кто был рядом. Каждое движение носилок, казалось, причиняло ему страдания. Когда один из санитаров поправил ему ногу, тот поблагодарил его, но все равно продолжил стонать.
Когда его отнесли, он немного успокоился, а я не мог сдержаться, чтобы не задать ему вопрос, что же случилось.
Пациент ответил, что еще несколько минут назад он ходил не хуже других людей: «Я был дома и вышел на лестницу. Внезапно я поскользнулся — думаю, из-за моющего средства, оставшегося на полу, — и хотел встать своими силами, но не смог».
Выяснилось, что у него переломана шейка бедра, и теперь ему надолго придется оставаться в больнице. Я сказал врачам, что один вывод у меня уже есть из этого происшествия: когда завтра я буду произносить благословения, то лучше сосредоточусь на словах «Направляющий шаги мужа».
Мы заблуждаемся, недооценивая важность этого благословения. Мы тщательно сосредотачиваемся на благословении «Дающий прозреть слепым», поскольку глаза — очень ценные органы. Мы как следует произносим слова «Распрямляющий согнутых», так как имеется в виду позвоночник. А кто ж не знает, что позвоночник — одна из важнейших частей тела? Но когда доходим до благословения «Направляющий шаги мужа», нам кажется, что это что-то не такое уж важное. Зачем нам нужно, чтобы кто-то направлял наши шаги?
Но это большая ошибка. Если Б-г не сделает это — не будет оберегать нас на каждом шагу — мы можем оказаться в ситуации того пациента, только от одних лишь криков и стонов которого уже можно было вернуться к вере.
Человек предпринимает множество шагов каждый день, и если всего один из них будет неправильным, и Творец не оградит его от плохих результатов, вся жизнь может резко измениться к худшему.
Помолимся же о том, чтобы Всевышний оберегал наши шаги от всякого вреда и страдания и направлял их так, чтобы мы удостоились выполнить свое предназначение (Бархи Нафши).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»