«И будет: если подлежит телесному наказанию виновный, то велит положить его судья и велит бить его спереди по вине его, по числу. До сорока ударов нанесет, не прибавит» (25:2-3). Следующая история произошла с раввином Шаломом Шараби, одним из крупнейших каббалистов. В юности он решил поехать в Эрец-Исраэль. Путь р. Шалома был нелегким: из Йемена — в Индию, оттуда — в Ирак и Сирию.
В Дамаске ни родственников, ни знакомых у молодого человека не было. Раввин Шараби знал, что в городе живет известный еврейский меценат Шауль Фархи, который материально поддерживал учеников местной ешивы. Путешественник направился к нему и, не желая принимать помощь просто так, предложил свои услуги в качестве слуги.
Богач согласился. Молодой человек тщательно выполнял свою работу, всё свободное время посвящая изучению Торы в близлежащей синагоге. Поначалу прихожане не обращали внимание на незнакомца, но потом прислушались — юный еврей изучал каббалистическую книгу «Зоар» и вслух комментировал ее!
Заметив, что на него обращают внимание, р. Шараби попросил, чтобы прихожане не рассказывали об увиденном его начальнику, Шаулю Фархи: «Я хочу остаться простым слугой».
Как-то Фархи попросил, чтобы р. Шараби исполнил обязанности кучера. Во время поездки мысли у молодого гения витали в облаках, он больше думал о Каббале, чем о маршруте, и кони почувствовали это. Внезапно они свернули с пути. Колесница наехала на камень и чуть не перевернулась.
Шауль Фархи разозлился и даже отвесил пощечину кучеру-неудачнику. В тот же вечер он рассчитал его. Р. Шараби направился в Эрец-Исраэль, а его бывший босс продолжил заниматься коммерцией и помогать евреям Сирии.
Прошло несколько лет. Богач сообщил домашним, что собирается направиться в Эрец-Исраэль, чтобы посетить могилы праведников. Так он и сделал. В Иерусалиме внимание Фархи привлекла очередь, выстроившаяся перед зданием каббалистической ешивы «Бейт-Эль». Люди пояснили: «Мы целый день стоим в очереди, чтобы получить благословение главы ешивы. Хоть он и молод, его мудрость и владение предметом потрясающие. Этот человек не так давно приехал в Эрец-Исраэль, но предыдущий глава ешивы рабби Гедалья Хаюн заприметил его, выдал за него свою дочь и назначил преемником».
Фархи заинтересовался и тоже встал в очередь. Прошло несколько часов, он приблизился к кабинету молодого раввина, и... сознание его помутилось: «Это же мой бывший слуга! Это я ударил его за нерасторопность!»
В ужасе бросился богач к раввину и попросил у него прощения. Р. Шараби рассмеялся: «Это я виноват. Вместо того, чтобы следить за лошадьми, я думал о своём». Но меценат не успокоился. Чтобы загладить свою вину, Шауль Фархи стал главным спонсором ешивы «Бейт-Эль»...
Тора неслучайно запрещает чрезмерно наказывать провинившегося. Тот, кто бьет своего ближнего, тем самым поднимает руку на Творца, по образу и подобию Которого все мы созданы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Служение, которое в этот день проводилось в Храме, подразделялось на три вида. Первый — это те жертвоприношения, которые делаются и в любой другой день: два ягненка, приносимых в постоянную жертву, утром и после полудня. Второй — дополнительные жертвы этого дня, то есть, «один бык, один баран, ягнят годовалых беспорочных — семь, и один козел в жертву хатат ».
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Запрещенные связи
«Оцарот»
Лакомства к субботнему столу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Ахарей мот»
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки за 5765 год
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ахарей мот
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
«Оцарот»
Истории для детей
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»