«И совершенно вылечит его» (Мишпатим 21:19). На основании этого стиха мудрецы Талмуда вывели правило: «Всевышний дал врачу возможность исцелять» (Бава кама 85б).
Раввин Галинский однажды попал в больницу с воспалением уха. Во время очередной процедуры врач обратился к Галинскому с вопросом: «Ребе, почему в Талмуде написано, что самый лучший врач достоин ада (Кидушин 82а)?»
«Врач, который не считает себя светилом, знает, что его силы ограничены, — пояснил пациент. — Он будет просить Б-га помочь ему. А вот маститый профессор уверен, что именно он и его знания являются гарантией выздоровления. Он не верит в то, что истинным целителем является Всевышний. Такой человек имеет все шансы после смерти попасть в ад».
Следующая история произошла на религиозной свадьбе. Для самых почетных гостей был выделен отдельный стол. Там сидели глава ешивы, в которой учился жених, раввин — директор женской школы и так далее. Внезапно жених побежал навстречу очередному гостю: «Доктор Г., спасибо, что пришли! Нам так приятно! Проходите, пожалуйста».
Молодой человек и врач приблизились к столу. Оказалось, что все места уже были заняты. Доктор изобразил недовольную гримасу, и тогда один из раввинов встал и уступил свой стул «свадебному генералу» от медицины.
Такое поведение недостойно еврея. Именно о врачах такого типа пишет Талмуд. Человек, который уверен, что ему полагается почетное место, считает себя непогрешимым. Если, не дай Б-г, его пациент окажется в тяжелом состоянии, этот эскулап посчитает ниже своего достоинства консультироваться с коллегами. Лучший врач, то есть тот, который считает себя лучшим, достоин ада…
Файвел Портной
Письмо — обзор идишкайт Германии.
Журнал «Мир Торы»
Печальное предсказание раби Ор Самеаха сбылось. Начиная с ночи 27 октября 1938 года, которая стала печально известна во всем мире как Хрустальная ночь или «Ночь разбитых стаканов», нацисты насильно депортировали из Германии 10 тысяч польских евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Арье (Лев) Кацин
Редакция Толдот
Рав Овадья Климовский
Зачем перечисляются имена сыновей Амана? Почему так важно, что они были повешены?
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Рав Мендель Агранович
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Прошло время, и ученики гаонов, сохранивших Тору в тяжелые времена, а затем ученики их учеников спасли общину Германии от полного духовного краха
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Хочется же праздновать, а не голодать...
Редакция Толдот
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе