Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И если раскроет кто яму…» (Мишпатим 21:33). В нашем поколении наблюдается обесценивание званий. Ученики ешив с легкостью называют себя раввинами, а раввины не морщатся, когда рядом с их именами добавляют титул «а-рав а-гаон».

Раскроем Талмуд. Великий амора Шмуэль, ученик рабби Йегуды а-Наси, наставник, ради которого рабби Йоханан переехал из Эрец-Исраэль в Вавилон, удостоился одного-единственного звания «хахам», то есть, мудрец. Вдумаемся: этот праведник, который досконально знал Тору, в те годы не был достоин звания «рав»!

Аналогичная ситуация произошла с титулом «талмид-хахам», которым сегодня награждают всех, кому не лень. В трактате «Шабат» написано, что талмид-хахам — это, цитируем, «…тот, которому задают любой галахический вопрос, и у него есть ответ» (Шабат 114). В другом отрывке приводится не менее красноречивое описание: талмид-хахам — это человек, который сделал Тору своим единственным ремеслом, он изучает ее целыми днями, не делая ни шагу без мыслей о пройденном материале (Тосафот к Сота 21).

Как-то раз рабби Шломо бен Шимон сидел в кабинете своего учителя рабби Эзры Атия. Раздался стук, и на пороге появился преподаватель местной ешивы. Он попросил, чтобы раввин Атия подписал лестную рекомендацию одному из учеников. Когда тот поинтересовался, чем же так славен этот парень, гость ответил: «О, он знает все шесть частей Мишны!»

Р. Атия кивнул и подписал поданную ему бумагу. Когда гость ушел, раввин обратился к р. Шломо: «Рабби Ицхак бар-Шешет описывает своего наставника рабби Нисима, да будет благословенная память праведника следующими словами. “Он был подобен мудрецам Талмуда и знал три раздела Мишны, которые покоились в его памяти, как предметы в кармане. Его интеллект был шире моря, а ум был острым и чистым”.»

«Вы поняли? — воскликнул раввин Эзра Атия. — рабби Нисим был великим мудрецом и знал наизусть три раздела Мишны. Тогда как сегодня среднестатистический ешиботник козыряет знанием всех шести ее разделов. В книге “Цемах Давид” приведен некролог на смерть рабби Йосефа Каро — там сказано, что автор “Шульхан аруха” прошел весь Талмуд полтора раза. Сейчас же люди направо и налево рассказывают о том, как они в пятый и десятый разы принимаются за постижение секретов этой книги».

К рабби Аврааму а-Коэну, раввину тунисского города Габес, пришел ешиботник, заинтересованный в получении раввинского диплома. Р. Авраам побеседовал с ним несколько минут и понял, что у парня разрозненные и поверхностные знания. Услышав отказ, молодой человек погрустнел: «Ребе, но ведь в Талмуде написано, что всё относительно — для своего поколения невежда Ифтах был столь же знающим лидером, как Шмуэль для своего».

Раввин Габеса отрицательно покачал головой. «В главе “Мишпатим” написано: ве-хи ифтах иш бор. Это можно перевести как “И если раскроет кто яму…”, но есть и другой, аллегорический вариант. Ве-хи ифтах иш бур — “Разве Ифтах — невежда?!” Нет, конечно же. Ифтах не достиг уровня Шмуэля, но при этом был блестящим знатоком Торы.»


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше