«И повторяйте их с сыновьями своими» (Ваэтханан, 7:6 )
Гаон, раби Иеуда Кравец, был магидом урока в малой ешиве в Иерушалаиме. Он заметил в своем классе атмосферу легкомыслия и стал думать о том, чтобы уволиться. Сказал он: невежд учить — заповедь. Даже злодей может вернуться к тшуве. Но насмешничество, «как щит, смазанный маслом — отталкивает всякое влияние». И несмотря на то, что в то время было не много ешив, и все должности, связанные с Торой были немногочисленны, отказался он сочетать свою работу с обманом, и сообщил, что в ближайшую субботу собирается провести в Тель Авиве, у родственников, а там зайдет к «Хазон Иш», благословенна память праведника, чтобы спросить, что делать дальше.
Понятно, что ученики были в большом напряжении. В пятницу он приехал в Тель Авив, оставил вещи у родственников и поехал в Бней Брак, изложить свои вопросы Хазон Ишу.
Спросил Хазон Иш: где находится ешива
Ответил он: «В Иерушалаиме»
«Ты приехал из Иерушалаима?» — спросил Хазон Иш.
Ответил он: «Нет, я в гостях у моих родственников в Тель Авиве, приехал к ним на субботу».
«Когда ты возвращаешься?» — поинтересовался Хазон Иш.
Ответил он: «В воскресенье утром, если будет на то воля Ашема».
«В таком случае, — сказал Хазон Иш, — приди сюда на исходе субботц».
Удивился он: почему нужно получить ответ на исходе субботы, разве нельзя ответить сейчас? Однако он не раздумывал над словами главы Исраэля и вернулся в Тель Авив.
В субботу он был вызван к Торе, как уважаемый гость. «Шестым», в главе «Ваэтханан». Этот выход начинается с чтения «Шма Исраэль». В это время в его голове промелькнула идея: он вспомнил, что слышал историю о Хафец Хаиме, благословенна память праведника, к которому пришел рав и спросил: ему предложили должность в рабануте уважаемой общины, и он сомневается, принять ли ее. Ответил Хафец Хаим: для уверенности пусть останется господин на субботу.
В субботу он получил выход к Торе, а когда вернулся на место, сказал ему Хафец Хаим: ты ведь слышал, как читали во время твоего выхода «от Ашема вышло это дело».
Своими ушами он слышал чтение этих слов, и показалось ему, что получил он ответ на свой вопрос.
На исходе субботы, вечером он поехал в Бней Брак к Хазон Ишу. Рассказал ему, что получил выход к Торе, когда читали отрывок «Шма Исраэль, а в нем слова: “И повторяйте их с сыновьями своими”. Объяснял Раши этот пасук: “сыновьями своими” — это твои ученики, так как ученики называются сыновьями.
И подумал рав: если бы у меня были легкомысленные сыновья, насмешники, стал ли я избавляться от отцовства отказался ли от попыток исправить их?…
Улыбнулся Хазон Иш: вот тебе ответ — так возвращайся к жизни и миру». (Мааян а-эмуна )
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина