Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лакомства к субботнему столу

«Человек, если умрет в шатре» (Хукат, 19:14)

Давайте, выучим отрывок из святой книги «Ор а-хаим», отрывок важный и основательный, который нескоро забудется. Почему? Так как мы будем учить его из поучительного рассказа, а рассказы обычно запоминаются.

Это случилось около ста пятидесяти лет назад. Рав польского города Радум, гаон раби Иеошуа Ландой, благословенна память праведника, внук автора книги «Нода бэ-Иеуда», получил распоряжение явиться во дворец варшавского правителя. Рав испугался, поскольку знал, кто будет перед ним. Русские захватили Польшу, и «просветители» установили с ними «связь злодеев». Чтобы воевать вместе против евреев и их веры. Кто знает, какой новый донос они придумали, в чем их злой умысел.

Когда наступило назначенное время, попрощался рав со своей семьей и поехал в Варшаву. Взял он с собой сумку с талитом и тфилин — и погребальное облачение. Кто знает, может быть сплели против него навет. Может быть, он будет изгнан в Сибирь, может быть, будет казнен. Когда он прибыл во дворец правителя, его привели в приемную. К своему изумлению, он увидел там двух важных равов Польши. Они так же были приглашены на встречу, и тоже не знали, по какому поводу. В напряжении и страхе стал он расхаживать по приемной туда-сюда. Вдруг он заметил книгу, лежащую на этажерке. В нем пробудилось любопытство. Он взял ее и увидел, что это «Пятикнижие» с комментариями святого автора книги «Ор а-хаим». Какая связь между «Пятикнижием» и дворцом правителя? Открыл он книгу и увидел, что уголок одного листа загнут для заметки. Он бросил взгляд и все понял. Обратился он к своим друзьям, равам и попросил, чтобы они дали ему вести беседу с правителем и не вмешивались в нее. Даже если его слова возмутят их, и покажутся им странными. Удивились равы его просьбе, но обрадовались, что ответственность снята с их плеч.

Дверь открылась, и правитель вошел в комнату. Группа «просветителей» сопровождала его. Среди них был вероотступник Иехезкель, который сменил свое имя на Станислав Казимир. Этот мерзкий вероотступник уже обрушил указ сожжения «Шульхан арух» (Хошен мишпат), в котором написано (Симан 366), что потерю иноверцу можно возвращать только в случае исполнения заповеди освящения Имени Небес. Что замыслил он сейчас? Лица «просветителей» аыражали воодушевление. Победный взгляд. Правитель сразу начал с интересующего его вопроса: «Вы, евреи, учите “Пятикнижие” с разными комментариями, верно?»

Два рава обратили свой взгляд на рава из Радума, который сказал: «Действительно, это так. Комментарии Раши и Рамбана, Ибн Эзра и Сфорно. Кли якар и святого “Ор а-хаим”, и другие».

Глаза «просветителей» засверкали злодейством.

Спросил правитель: «Их слова святы в ваших глазах, и вы полагаетесь на них, так?

Рав из Радума ответил: “Да, святы. Но приняты только в вопросах, касающихся алахи, и это не подлежит обсуждению. Однако в вопросах толкования и идей, каждому еврею дано право обсуждать и высказывать свои идеи, и нельзя сказать, что эти идеи обязывают нас к чему-то.”

Так он сказал, и “просветители” разозлились и заскрипели зубами. Один из них подбежал к этажерке, схватил “Пятикнижие”, открыл его и со злостью прочитал: “Как. как ты объяснишь то, что написано здесь.”

Но правитель сказал ему: “Разве ты не слышал, что сказал рав, это только идея, и не более того”.А равам он сказал: “Извините за беспокойство, и меня они напрасно обеспокоили”. “Просветители” стояли опозоренные, а равы вышли из комнаты.

Когда они остались одни, спросили они рава из Радума: “Что произошло?”

Ответил он: Случилось чудо. Проклятые “просветители”, замышляющие зло против всего святого и дорогого нам, хотели чтобы вышел указ о сожжении всех комментариев на “Пятикнижие”. Они сказали правителю о комментарии святого “Ор а-хаим” вначале главы “Хукат”, почему еврей, оскверняется после смерти в шатре, а неевреей не оскверняется (Трактат Йевамот, 61). И дальше он говорит: пример с двумя сосудами, в одном из которых мед, а в другом — мусор. Когда его опорожняют, собираются мухи и насекомые к бочке с медом. Так и с умершим евреем — поскольку он наполнен святостью сладкой и приятной, когда выходит его душа, собираются на его теле все клипот (силы нечистоты, питающиеся остатками его святости), но когда умирает нееврей, то он не притягивает к себе силы нечистоты.»

«Просветители» хотели поймать равов в ловушку. Заставить их сказать, что эти слова обязывают прочитывать этот отрывок, как направленный против неевреев, и таким образом навлечь на них указ о сожжении всех книг. Но, с Б-жьей помощью, они оставили помеченное Пятикнижие на этажерке, и рав предварил лечение болезни. (Мааян ашавуа)

Указание свыше!

«Так говорит брат твой, Исраэль» (Хукат, 20:14)

Сказал святой гаон, автор книги «Огонь веры», из Озерова, благословенна память праведника: многие советуют и наставляют. Но как узнать, с «кем из них Ашем» и принять его совет? Кому Творец благословенный открывает глаза, чтобы найти ответ в Торе, с ним Ашем!

И рассказал для примера историю.

В свое время убедили «просветители» польского министра просвещения проверять каждого меламеда по семи предметам, а если не сделает это, заключить его в тюрьму и наложить штраф на родителей, которые посылают к нему своих детей. Этот указ должен был покончить в чистым воспитанием и принудить родителей посылать своих детей в нееврейские школы.

Собрались равы того поколения, чтобы решить, что делать. Уже все было испробовано, но напрасно.

Встал один из присутствующих и сказал: «Есть еще одно средство, которое мы не испробовали: у министра просвещения есть самый близкий друг — ассимилированный еврей. Двоюродный брат “хорошего еврея” из Найштата, присутствующего здесь, на собрании. Конечно, связи между ними разорваны, но все же пусть пойдет к двоюродному брату и напомнит ему отца и деда, чтобы воздействовал тот на министра просвещения для отмены указа».

Сказал рав из Найштата: «Я сделаю все, что вы мне скажете. Но разве вы не понимаете, что он совершенно оторван от еврейства. Его отец, в свое время, сидел по нему “шива”, как по умершему. И какая помощь свыше нам нужна в этом!»

Встал праведник, раби Иехезкель из Козмира, благословенна память праведника, и сказал: Ясно написано, что когда хотел Исраэль пройти через землю Эдома, послал Моше рабейну посланников к царю Эдома сказать: «Так сказал брат твой, Исраэль, пройдем через землю твою. И сказал: “Братья мы, сыны Авраама”. Отсюда мы видим, что когда нуждаются в чем-то, можно напомнить, что есть у нас один отец, Ицхак, и один дед — Авраам».

Пошел «хороший еврей» к своему двоюродному брату, который был удивлен, увидев его, однако принял с большим почетом и исполнил его просьбу. Воздействовал на министра, и тот заморозил указ.

Сказал раби из Озерова, благословенна память праведника: Приведение этого пасука раби из Козмира — указание свыше! (Мааян а-эмуна)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Хотим дать ребенку еврейское имя, но столкнулись с непониманием родственников…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

30 апреля, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Творец установил законы нашего мира, и поэтому Он может изменять их при необходимости. Всевышний творит чудеса для доказательства собственного могущества, как напрямую, так и через Его рабов. Наличие чудес в жизни человека зависит от степени близости его к Творцу. Читать дальше