«И сделают Мне святилище, и буду жить среди них» (Трума, 28:8)
В книге «Мораим гдолим» рассказывается, как около четырехсот семидесяти лет назад раскрылась Западная стена, оставшаяся от нашего Храма. А дело было так.
Когда захватил султан Иерушалаим, то расположил свой кабинет в месте, которое сегодня используют для учреждения мусульманских судей. Однажды султан посмотрел в окно и увидел, как старая женщина несет мешок, полный сора, взбирается на гору мусора, наваленную возле здания, и высыпает свой мешок на верху кучи.
Разгорелся гнев султана на старуху, осмелившуюся осквернить место под его окном, и приказал своим слугам привести ее к нему. Возвысил он голос: «Как ты посмела сделать эту мерзость?»
Стала старуха оправдываться: «Христианка я, а живу далеко от Иерушалаима, в двух днях ходьбы. Но продолжаю я дело моих предков, древнюю традицию, начатую со времен римлян, когда каждый житель Иерушалаима приносил сюда каждый день мусор. А те, кто жил подальше — два раза в неделю. Те, кто жил в трех днях ходьбы, выбрасывал здесь мусор один раз в месяц».
Удивился султан: «Отчего и почему?»
Ответила старуха: «Потому, что был здесь дом Б-га евреев, а римляне сожгли его и разрушили, только одна стена осталась, которую они не смогли разрушить. Поэтому постановили они засыпать ее мусором и глиной, чтобы образовалась куча, которая скроет стену, и не будет о ней больше памяти».
Удивился султан и приказал взять старуху под стражу, пока не расследуют, правду ли она сказала, а слугам своим велел сидеть в засаде и задерживать каждого, кто приблизится к куче чтобы выбросить туда мусор. Арестовывали стражники одного за другим, и приводили их к султану. Все арестованые говорили, что это древняя традиция, хоть и не все знают ее происхождение…
Приказал султан освободить женщину из тюрьмы и сказал: «Тот, кто хочет найти милость в глазах султана, пусть придет к этой груде мусора возле его кабинета и сделает, как он».
Собралось много народа, мужчины, женщины, подростки и малые дети. Взял султан корзину и грабли и взобрался на кучу мусора. Стал он грести и складывать мусор в корзину, а прежде, чем спуститься, вынул из карманов горсти серебряных и золотых монет и бросил их на вершину кучи. Тотчас набросилась толпа на скопление мусора, и люди стали лихорадочно рыться и собирать монеты, а слуги султана сгребали разрыхленный мусор в корзины и выносили их за южные ворота, которые называются поэтому «Мусорными воротами».
Так трудились они месяц, пока не вынесли весь мусор и не добрались до земли. Западная стена открылась во всем ее великолепии. Поставил султан стражников и распорядился, чтобы если кто-то придет выбрасывать там мусор, арестовывали его и сажали в тюрьму.
После этого призвал он рава еврейской общины и стал говорить с ним о строительстве Храма во всем его величии и великолепии, по-царски, за счет сокровищницы султана.
Ответил ему рав: «Мы благодарим его величество за великую милость, но ждем мы царя Машиаха, чтобы он вскоре раскрылся, и он отстроит Храм». Но попросил рав, чтобы Западная стена стала местом молитвы для евреев, где они просили бы отстроить Храм.
Таков рассказ.
Чудесный рассказ и чудесный урок заключен в нем. Урок, осуществляющийся и материализующийся на наших глазах: как есть Храм в мире, так есть Храм в человеке, в его сердце: «И сделайте Мне Храм, и поселюсь в нем». И сказано: «Чертог Ашема» (Ирмияу, 7:4), и сказано «Шатер жилища в человеке» (Теилим, 78:60).
И как Храм был разрушен из-за наших грехов, так разрушился частный Храм, личный, из-за грехов человека. Каждое размышление о грехе — как идол в Храме (Решит хохма, Нефеш а-хаим), а каждый совершенный грех — расшатывание и разрушение ряда камней, одного за другим.
Но как не сумели разрушить совершенно стены Храма, Западную стену, оставшуюся навечно, так не сумели все грехи погасить еврейскую искру, порвать нить, связывающую еврея с Творцом. Всегда остается сохранившееся часть, «И на горе Цион будет остаток, и будет он святым» (Овадья, 1:17).
Но что? Он может быть покрыт мусором…
Мусором нарушений и грехов, страстью и мерзостью, суетой и грязью.
И мы должны принять меры, вынести кучи мусора, освободиться от грязи — тогда раскроется Стена во всем ее великолепии, и будет она местом молитвы до близкого Избавления. (Мааян ашавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону