«И пришел в одно место, и переночевал там» (Ваеце, 28:11)
Объясняет Раши: отсюда мы учим, что исправление Яакова — это вечерняя молитва. И удивляется Магид из Дубны, благословенна память праведника: почему каждую молитву «Амида» мы начинаем с благословения отцов, вспоминанием об их заслугах, и это самое важное благословение во всей молитве, как написано: «молящийся должен сосредоточено молиться все благословения, Но если не может все, пусть молиться сосредоточенно благословение о праотцах» (Шульхан арух, Оррах Хаим, 101:1). И отвечал на это притчей.
Одному еврею сообщили, что его старый и бездетный родственник умер, и оставил ему в наследство свое имущество. Этот родственник не оставил после себя серебро и золото. Десятки лет он жил один в огромном доме в центре города, а в нем — три пустых этажа, за которыми никто не ухаживал. Стекла там были побиты, жалюзи разбиты, оси заржавели, пороги искривились, штукатурка облупилась, а полы растрескались. Короче, развалина. Думал еврей обратиться к строительным подрядчикам, они, конечно же, купят здание по хорошей цене, разрушат его и построят дом с дорогими квартирами. Но тут в его голове сверкнула идея и захватила его сердце: почему бы ему самому не отремонтировать здание и не превратить его в гостиницу для торговцев, посещающих столицу. Да, он сам отстроит его и будет хорошо зарабатывать.
Но была здесь одна проблема — финансы.
Основательный ремонт стоит больших денег, однако для этого есть банки, дающие ссуды.
Пришел он в банк и изложил свою просьбу. Ответили ему: «Мы пошлем оценщика и взвесим просьбу. Приди через две недели, и мы дадим ответ».
Через две недели сказали ему: «Мы решили отклонить просьбу».
У него потемнело в глазах: «Почему?»
Ответили ему: «Мы послали оценщика, он осмотрел имущество и сообщил нам, что это развалина».
Засмеялся еврей: И поэтому вы задержали меня на две недели? Это я мог сказать вам сразу! Если бы это не была развалина, мне не нужно было бы денег для ее ремонта! Но земля есть, и каркас — тоже, а все, что требуется — это лишь ремонт. Есть во что вкладывать, есть основа!»
И он прав.
Сказал Магид из Дубно, благословенна память праведника: что такое наша молитва «Амида», ведь это просьбы — о разуме и понимании, о Торе, о здоровье, о заработке. И мы удивляемся: разве мы достойны?
Ответ: нет, пока нет. Но мы просим ссуду. Отвечают нам: мы пришлем оценщика.
Возвращается оценщик и отчитывается: развалина…
А мы отвечаем: это действительно, так, но каркас есть; вера праотцев насажена в нас, их качества укоренены в нас. Есть во что вкладывать, нужен только ремонт.
И мы правы. И это вопрос благословения праотцев.
У одного человека случилась беда. Обратился он к праведникам поколения, обладавших святым духом, но они ответили, что коротка у них рука помочь ему. Невозможно изменить постановление Небес.
Вспомнил он, что у его жены есть далекое родство с женой Хозе из Люблина. Может, благодаря этому родству, он совершит чудо. Поехал еврей в Люблин. Вошел к раби и дал ему записку. Посмотрел ее раби, и его вздох дал человеку ответ.
Сказал еврей разбитым голосом: «Раби, заповедь приближать своих родственников».
Удивился Хозе: «Новый родственник родился!»
Объяснил еврей: «У рабанит есть двоюродная сестра, а у нее — брат мужа, а оттуда недалеко»…
Сказал Хозе: далекое родство…
Понял еврей, что нет надежды.
Вышел он мрачный и встретил ученика Хозе, раби Нафтали из Рошиц. Спросил тот: «Почему ты такой угрюмый?»
Рассказал он ему свои беды.
«Скажу тебе, что делать, — посоветовал ему раби из Ропшиц, — сейчас Хозе пойдет на молитву “Минха”, встань рядом с ним!»
Встал он рядом с Хозе. Начал Хозе молитву, которую говорят шепотом. Когда дошел он до слов: «Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова», наклонился человек и прошептал на ухо: «Раби, это чересчур далекое родство»…
Когда закончил Хозе молитву, обратился к тому человеку: «Ты победил, я вымолил для тебя спасение. А теперь скажи: Нафтали дал тебе этот верный совет?!»…
Это известный рассказ.
Пересказали его раву из Бриска, благословенна память праведника, и понравился ему рассказ. Но счел он правильным добавить: «На самом деле Хозе из Люблина прав! Наша связь с праотцами идет снизу вверх, и она не разорвется никогда. Но связь, распространяющаяся в стороны, становится все слабее и слабее (Увдот вэ-анагот бе бейт Бриск).
И что следует из вышесказанного — деятельность праотцев была настолько совершенна, что их совершенство передалось их потомкам на все поколения, пришедшими за ними, и они точно такие, как их праотцы (Мааян а-эмуна)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»