«Давайте, построим себе город и башню главою в небесах» (Берешит, 11:4)
Интересные создания, эти ученые. Содружество ученых шумело, когда были открыты признаки, возможно указывающие, что есть какая-то форма живых организмов на какой-нибудь планете. Из-за чего был поднят весь этот шум?! Творец благословенный, сотворивший муху в нашем мире, возможно сотворил ее на другой далекой планете тоже, И тот, кто знает, почему сотворена та планета, знает также, почему подобает заселить ее мухами… Разве уже исчерпаны все причины чудес творения на нашей планете? Разве мы уже знаем, почему сотворены мухи здесь, в нашем мире?
Был один человек, который знал это. О царе Шломо, самом мудром из людей, сказано: «И умножилась мудрость Шломо… И стал он самым мудрым из всех людей… И рассказывал он о деревьях (об их качествах, их цели и роли в творении), начиная с ливанского кедра и кончая эзовом, растущим из стены, и рассказывал о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах» (Млахим, 1:5). Каждая вещь сотворена для определенной цели, с чудесной мудростью, а мы ходим по миру, как невежды и слепые, «человек невежественный не знает» (Теилим).
Гаон, раби Иерухам, благословенна память праведника, машгиах из ешивы «Мир», сказал от имени автора одной из книг по кабале прежних времен: как может человек возомнить о себе, что он понимает творение и природу, если вся мудрость исследователей не может объяснить, почему у черных уток живот белый… Малая деталь, которая практически говорит обо всем!
Единственным был царь Шломо, который знал и понимал. Он мог объяснить — божественной мудростью, которая была дана ему — почему есть десять видов кедров (Трактат Рош а-шана, 23), десятки видов обезьян, попугаев, бабочек. Каждый из них — один кусочек в огромной мозаике Творения, как каждое сухожилие и артерия в нашем теле — часть чудесного строения, не постижимого в своей великой сложности.
И царь Шломо написал в своей книге последнее предложение, подводящее итог: «Конечный смысл всего: все выслушивается, Б-га бойся и заповеди Его соблюдай, ибо в этом — весь человек». (Коэлет, 12:13). То есть, к чему тебе, сын человеческий, исследовать вещи, которые вне тебе, вглядись в то, что в тебе. Зачем взбираться на вершину Гималаев и спускаться в бездну моря, исследовать пустыни и летать в космос — себя ты уже изучил? Себя улучшил? Свой мир ты уже выстроил?!
И появляется опасение, что вынужденное занятие окружающими нас вещами, до исчезающих галактик, предназначены для отвлечения нашего сознания от нашего внутреннего мира, от построения личности и совершенствования качеств. Работа в течение жизни приносят плоды в двух мирах, и для этого мы сотворены и посланы на такой короткий период, растрачиваемый понапрасну — если человек не занимается собственным совершенствованием, возвышением в Торе и собиранием заповедей!
В нашей главе рассказывается о разложении поколения потопа, растлении, приведшего к разрушению. Ноах и его сыновья спаслись и построили новый мир. И здесь начинается глава о «поколении разделения». Люди того поколения хотели построить башню с главой в небесах, они вложили в нее все свои ресурсы, но вмешалось Высшее Проведение и смешало их языки и рассеяло их. В чем вопрос? Какое было у них намерение, что они хотели сделать?
Гаон, раби Йонатан Эйбишиц, в своей книге «Тиферет Йонатан», объясняет — двести лет назад! — что башня в действительности была запуском ракеты в космос! Люди того поколения жили с ужасной травмой, травмой потопа, который был совсем недавно, и потому они решили убежать от влияния звезд, построить жилища в космосе, поселиться на других планетах. С их знаниями, их талантами, с пророчеством, которое они получили от своих отцов, они добились удивительных технологических достижений. Но вмешалось Высшее Провидение и перепутало все их планы.
Почему? Почему не раскрыть миры, почему не завоевать космос и построить там поселения? Разве это запрещено? Нет. Но человечество не сотворено для того, чтобы завоевывать космос, человек сотворен для того, чтобы завоевать себя! Если бы люди осуществили бы свой план, то человечество бросилось бы в бегство от себя, занялось бы достижениями и эффектами, отвлекающими разум от главного, от центрального предназначения!
Рассказывают, что в свое время в аэропорту, на пути вылетающих на отдых за границу, был установлен плакат: «Сноб, в Эйлате ты уже побывал?» Плакат такого типа нужно установить в месте запуска ракет и в каждом научно-исследовательском институте: «Ученый, себя ты уже исследовал?!»… (Мааян ашавуа)
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина