Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Ита Минкина, Агрессивный ребенок
Здравствуйте, и большое спасибо за ваши ответы. Моему сыну 5 лет. Он очень умный и подвижный мальчик. Проблема, что он постоянно задирает других детей. Больше всех страдает наша дочка, ей 8. Может ударить, дернуть за волосы. Она плачет, он смеется. Ему постоянно объясняют, что так нельзя, это больно. И мы, и воспитатели. Не помогает. Сегодня шли из садика — задел девочку из группы. Подскажите, что можно сделать? Заранее благодарна. N.
Уважаемая N.,
То, что Вы описываете, очень часто характерно для маленьких мальчиков. Можно предположить, что Ваш сын — подвижный ребенок, который, в общем, любит детей и любит играть. И его поведение проистекает не из антисоциальных склонностей натуры, не дай Б-г, а просто от недостаточного пока развития навыков общения, что характерно для маленьких детей. Он хочет играть, ему интересно общаться, устанавливать контакт с детьми — стремление правильное, но тактика исполнения немного хромает :)
Поэтому в следующий раз, когда он ударит сестру или другого ребенка, стоит взять его за руку (дружелюбно, не грубо), подвести к тому ребенку и сказать: «Миша очень хочет с тобой играть, но он не знает, как это тебе предложить. Поэтому сейчас он извиняется, и давайте подумаем вместе, во что бы такое вам сейчас поиграть».
И не останавливайтесь на этом, а усадите их играть (если это Ваши дети и дело происходит дома) — в лото, в прятки, в то, во что захочется играть старшей девочке. Мальчику будет, по всей видимости, все равно, во что играть.
Дети возраста Вашей дочки обычно долго обиду не держат, и, если Вы будете терпеливы и дружелюбны, скорее всего, она сменит гнев на милость и согласится. Возможно, Вам придется проявить изобретательность и предложить им игру, которая вызовет у нее восторг и желание начать немедленно.
Может, Вам стоит для начала купить две-три новые игры, которые их займут.
На первых порах Вам потребуется терпение, чтобы повторять по нескольку раз в день эту дипломатическую сцену «разрешения конфликтов», но главное, что потребуется, — это терпение и уверенность в том, что вся проблема — «прокол» в контакте и это легко уладить. Не стоит предлагать детям самим найти, во что играть, еще немного усилий с Вашей стороны — найти им игру.
Если Вы проявите достаточно дружелюбия и терпения в этой ситуации, то не только разрешите конкретный конфликт, но и научите детей на личном примере, что для разрешения конфликтов стоит прилагать усилия.
Если мы хотим (не Вы лично, а все мы, родители), чтобы дети были терпеливы и вежливы друг к другу, нам надо стараться — несмотря на усталость, занятость и желание немедленного покоя — быть терпеливыми и вежливыми по отношению к ним.
И воспитательнице тоже можно постараться объяснить: если он задирает другого ребенка, хорошо бы взять его за руку и сказать: «Он хочет с тобой играть, но не знает, как это сказать» и усадить их играть. Это очень просто.
Желаю Вам, чтобы дети были дружны (и это не противоречит тому, что они будут иногда ссориться).
С уважением, Ита Минкина
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь