Темы: Воспитание детей, Дошкольники, Братья и сестры, Ита Минкина, Младшие школьники
Добрый день! Мы с супругом на одном дыхании слушали ваши лекции о воспитании и об отношениях. Они великолепны! Суть, подача, юмор — высший пилотаж. Но вот вопрос, теперь у нас двое детей, разница 3,5 года, интересы, соответственно, разные. Старший может многое, а младший еще не может, но уже очень хочет! И конфликты получаются на ровном месте, и с завидной частотой. Мы с супругом — единственные дети в семье и не знаем, как правильно воспитывать двух детей. А в ваших лекциях тоже упор на воспитание одного конкретного ребенка. Но ведь в еврейских семьях детей в большинстве случаев больше одного. Посоветуйте, что почитать, послушать. Думаю, эти советы будут актуальны для многих. С благодарностью, Н.
Уважаемая Н.!
Ваш вопрос был, есть и будет всегда актуален для родителей более чем одного ребенка, которые сами являются единственными детьми и не привыкли к реалиям сосуществования братьев-сестер. Это, хотя и непривычно многим родителям в постсоветской жизни, является нормальной и здоровой базой развития ребенка. Однако порой ставит родителей в тупик…
Дети отрабатывают свои социальные навыки, им приходится смиряться с тем, что не все люди на свете хотят того же, чего хотят они (что не всегда само собой понятно нам — детям единственным), им приходится считаться с мнениями, чувствами и потребностями других людей, находящихся с ними на одном уровне приоритетов (не родители и дедушки-бабушки, а брат-сестра или братья-сестры). Понятно, что сами собой эти важные жизненные знания не образуются, а приобретаются путем ссор и конфликтов. Смотрите на конфликты как на неизбежный этап социального развития, и пусть вас утешает мысль, что среди ссорившихся в детстве братьев-сестер больше преданных друг другу и отзывчивых людей, чем среди тех, которые были настолько холодны к друг другу уже в детстве, что даже не ссорились…
Поскольку в Вашем письме не указан возраст детей (скорее всего он дошкольный или младший школьный), трудно дать какие-то конкретные рекомендации, но можно посоветовать почитать замечательные книги Адель Фабер и Элейн Майзлиш, которые уже помогли многим родителям разобраться и выработать правильное отношение к детским конфликтам, — это «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» (изд-во Эксмо) и «Siblings Without Rivalry».
Желаю вам успехов и терпения в этой непростой сфере.
С уважением, Ита Минкина
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»