Темы: Воспитание детей, Дети, Отчуждение в семье, Черты характера, Младшие школьники
Моя десятилетняя дочь имеет ярко выраженную склонность обижаться по любому поводу. Например, ее подружка жульничала во время игры или кто-то сделал ей замечание — дочка обижается и закрывается в комнате, надутая и расстроенная. И не хочет разговаривать вообще. Из-за этого я иногда не могу даже понять, что произошло, и не могу ей помочь. Я пытаюсь разговорить дочку, но без толку. Это все очень мешает семье — домашние стараются избегать ее. Сколько раз я объясняла дочери, что так себя не ведут, но ничего не меняется. Что делать?
Ответ:
Известно, что у многих существует дурное побуждение замкнуться в гневном молчании или устроить окружающим что-то типа бойкота в случае непонимания, ссор или обиды. Это действие абсолютно противоречит тому, что говорит РаМБаМ в Законах раскаяния: «Если человек совершил грех по отношению к другому человеку, тот не должен молчать. Ему заповедано сообщить тому и сказать: почему ты сделал мне так-то и так-то?»
Молчание ещё больше увеличивает разрыв между сторонами и усугубляет ссору. Наши мудрецы, благословенной памяти, дают определение слову «ненавистник (сонэ)»: «Тот, кто не разговаривал с ним три дня в гневе». Другими словами, человек, длительное время не разговаривающий с окружающими по причине конфликта между ними, считается ненавистником. То есть преступает прямой запрет Торы — не ненавидеть в сердце.
В первую очередь дети должны видеть личный пример правильного поведения в подобных ситуациях. Когда родители слышат в свой адрес критику, претензии или нечто обидное (от начальства, соседей или даже от супруга или родственника) — они «закрываются» и переживают обиду молча? Или же обладают (и пользуются) умением прояснить ситуацию, руководствуясь разумом и уважением к ближнему? Если для них больше характерен первый вариант реакции — не стоит ожидать от ребенка, что он поведет себя по-другому! Родителям придется заниматься не поведением ребенка (ибо это не даст результатов), а своим собственным…
Если личный пример родителей таков, что они разрешают конфликты при помощи ясной и правильной коммуникации, если они не держат в сердце обиды, не накапливают их, а обсуждают все сложные моменты открыто и искренне, то у поведения ребенка могут быть другие причины. Например, т.н. «побочная прибыль»: все его жалеют и умоляют поговорить, или, наоборот, побаиваются (это способ контролировать окружающих). Ребенок это делает, конечно же, неосознанно.
Вот девочки прыгают через скакалку. Одна по какой-то причине обиделась, отошла в сторонку и куксится. Если подружки чувствуют угрызения совести и начинают извиняться и утешать ее — она продолжит вести себя подобным образом и впоследствии. Если же они проигнорируют ее обиду, то она либо уйдет вообще, либо потихоньку поднимет голову и снова присоединится к играющим. И больше уже не будет пользоваться этим «оружием».
Если в плане личного примера Вам не в чем себя упрекнуть, а девочка продолжает закрываться и дуться, сообщите ей, что всегда готовы поговорить с ней и помочь. Но не бегайте за ней с мольбами и кучей внимания. Переведите мяч на ее сторону поля. Вы сделали то, что должны были, теперь ее ход. Она может и должна сама сделать выбор. Прийти и поговорить или остаться сидеть в одиночестве без особого внимания и участия. Она получит все это, когда поступит правильным образом. В этом случае, конечно, выслушайте ее, поддержите и помогите, чем можете. Тогда у нее возникнет мотивация поступать правильно и дальше.
Всего наилучшего!
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина