Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как правильно прорабатывать страхи у детей младшего возраста?

Темы: Воспитание детей, Первенец, Ита Минкина, Внутренний мир, Игры с родителями

Здравствуйте. Моей дочке (единственной) 2.4. Она, барух Ашем (слава Б-гу), очень развитая и активная девочка. Ходит в частные ясли уже второй год. Ясли нам и ей нравятся.

В последние несколько месяцев у нее появились разного рода страхи (до этого она казалась очень смелой и бесстрашной девочкой). Стала бояться разных насекомых, громких звуков (например, боится звука самолета, сирены, скорой помощи и т.д.). Появились ночные страхи (стала приходить к нам в кровать по ночам и говорит, что боится какой-то «рыбы», которая у нее в кроватке).

Стала очень бояться чужих (ее очень сложно оставить с бебиситтер и т.д.) и бояться оставаться одна в комнате — причем и ночью, и днем. Стала требовать, чтобы кто- то оставался с ней в комнате до засыпания (до этого она умела засыпать совершенно самостоятельно, без нашего присутствия в комнате).

Со временем большинство ее страхов уменьшилось: страх насекомых, громких звуков. Ночные страхи тоже прошли (нам удалось нарисовать вместе пугающую ее «рыбу» и сказать ей «до свидания»). Но остался страх находиться одной в комнате, и она не может засыпать одна. Днем она практически ходит за нами по пятам и не готова остаться одна. Я, например, выхожу из комнаты, и она почти сразу бежит за мной.

Когда она кушает, требует, чтобы обязательно кто-то сидел с ней рядом (иначе плач и истерика). Когда засыпает и днем, и ночью, — то же самое (может быть минуту-две одна в кроватке, зная, что мы скоро придем, — иначе встает и бежит к нам с плачем). Раньше такого не было, она могла играть какое-то время одна в комнате и засыпала самостоятельно. Я думаю, что у нее уже развилась привычка засыпать, только когда мы в комнате.

По-прежнему опасается чужих и часто плачет, если мы оставляем ее с бебиситтером. В яслях проблем нет, и никаких особых изменений в нашей жизни за последнее время не происходило.

Я сначала думала, что ее страх оставаться одной пройдет, и всякий раз, когда она просит, мы остаемся с ней. Но я не вижу, чтобы положение улучшалось. Мне бы хотелось избавить ее от этих страхов и приучить вновь засыпать самостоятельно (у нас нет проблемы быть с ней, когда она засыпает, но я бы не хотела, чтобы ее сон зависел от этого).

Вопрос: как правильно себя вести, чтобы помочь ей избавиться от страха? (Я поняла, что ее главный страх, когда она одна, — что мама или папа исчезнут! Или — что она услышит какой то громкий звук).

На одном из уроков я слышала, что страхи у детей надо прорабатывать. Вопрос, как это правильно сделать у детей маленького возраста? (Например: ребенок ее возраста не всегда хочет рисовать свой страх, и не всегда удается поговорить с ним по душам или обсудить страх). Спасибо! С большим уважением, N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая N.,

Вы правы, с малышкой такого возраста не всегда можно проработать страх: обсудить его или нарисовать. Но то, что вы сделали с «рыбой», — просто замечательно. Если работать напрямую со страхами, то арт-терапия — замечательная форма. Проблема, что дети в таком возрасте не всегда готовы к сотрудничеству. Но можно позже повторить попытку.

Вообще страхи в этом возрасте очень естественны: редкий ребенок не боится чего-то в 2-3 года. У этого страха иная природа, чем у боязни незнакомых людей в возрасте 8-9 месяцев или страха перед настоящей опасностью. У тех страхов корень инстинктивный, а в возрасте 2-4 лет появляются страхи воображаемые.

Для детей постарше самой успешной зарекомендовала себя система CBT — когнитивно-поведенческой терапии, но она больше подходит для детей 6-8-10 лет, хотя кое-какие ее методики можно применять уже с четырехлетними.

Но в возрасте Вашей девочки — чем обычно бывают вызваны эти страхи? Во-первых, в этом возрасте ребенок уже уяснил себе достаточно твердо, где проходит граница запретов и строгости. И, во-вторых, что важнее, он начал связывать выполнение того, что от него требуется, с ощущением: он — «хороший» или он — «плохой».

До этого момента ощущение «я — хороший» было для него так же естественно, как дыхание.

Теперь ребенок хочет быть «хорошим», поэтому он может залиться слезами, если кто-то кричит рядом с ним, — он будет думать, что кричат на него, что сердятся на него. В этом возрасте ребенок очень эгоцентричен: всё, что происходит вокруг, в его понимании напрямую связано с ним.

Если есть громкий звук — этот звук каким-то образом угрожает ему, «сердится на него».

Напрямую со страхами ребенка в этом возрасте работать действительно не так просто, но можно работать со страхами в их источнике. В чем источник большинства страхов такого типа? Ребёнок уяснил себе природу мира и законов общества: чтобы быть хорошим, чтобы тебя любили, нужно выполнять правила. Тогда тобой будут довольны.

Проблема в том, что ребенок подсознательно понимает: выполнять всегда всё он не может. И тогда его ощущение, что он «хороший», — в опасности. Никто не может быть всё время «хорошим». Мы сами с вами не всё время однозначно «хорошие», иногда почти, иногда чуть-чуть, когда больше, когда меньше...

Вот тут и приходят страхи: ребенок подсознательно ожидает наказания за те случаи, когда он не был полностью «хорошим», он не может их запомнить, уследить за ними, за всеми требованиями, и тогда, по его внутренней логике, — его ждет наказание!

И воображение услужливо подсказывает ему, «с какой стороны» наказание может прийти: «рыба», незнакомые люди, когда папы-мамы нет рядом, и т.д.

Что можно посоветовать?

Обычно при обилии страхов у ребенка или при их острых проявлениях я советую родителям проверить себя: в какой области воспитания запретов немного больше...

Невозможно обойтись без запретов — как в этом возрасте, так и в любом другом. Но имеет смысл проверить: может быть, мы, родители, иногда больше чем надо ругаем ребенка за какую-то провинность или, когда он сделал что-то нечаянно, не успокаиваем его?

Самое важное, чтобы родители говорили ребенку: он — хороший. Даже если чего-то не знает, не умеет пока, опрокидывает или разливает, он всё равно хороший, потом научится, когда вырастет.

Если какой-то предмет, который ребенку запрещено брать, находится в поле его зрения, лучше пока убрать этот предмет подальше, чтобы малыш не доставал.

Сложно дать рекомендации на все случаи, потому что, с одной стороны, запреты должны быть, иначе невозможно.

Но, с другой стороны, родителям важно проверить себя: может быть, запреты можно проводить в жизнь как-то иначе. Иногда мягче, иногда шутливо, иногда — предотвращая нарушение запрета заранее. И главное — не связывая их соблюдение с тем, что малыш — «хороший».

Иногда это происходит в детском саду: воспитательница говорит ребенку (даже другому): «Ты — плохая девочка»; или в садике наказывают: «сажают на стул» тех, кто провинился...

Не так просто проверить, что происходит в садике, но можно дать малышке несколько кукол и сказать, что она — «воспитательница». И послушать, как она с куклами «разговаривает»... Однако даже при очень хороших родителях и воспитательницах у детей в этом возрасте появляются страхи — это частое явление.

Хорошему сну очень помогает предварительное выполнение «ритуалов». Попрощаться с игрушками, пожелать им спокойной ночи, обойти всю комнату и всему, что там есть, пожелать спокойной ночи: это «насыщает» атмосферу комнаты уверенностью.

Когда малыш идет спать, все страхи «вылезают» наружу. Это известный факт. Так что отход ко сну стоит сделать максимально мягким. И если ребенок просит вас остаться и вам это не мешает, — да, останьтесь с ним, сколько ему нужно.

Потому что если вы уходите, дочка «понимает», что вы боитесь ее страхов так же, как она. А если вы боитесь, как же ей не бояться? А если вы остаетесь и не раздражаетесь, значит, вы не боитесь. 2-3 года — это еще очень мало, чтобы малыш мог самостоятельно справиться со своими страхами.

Бебиситтер

Первое условие — стараться, чтобы это была одна и та же девушка, к которой ребенок привыкает. Максимум две, но лучше одна — постоянная, когда вам нужно уйти.

Второе: сначала попросите ее прийти раз или два, когда Вы дома, пусть поиграют, малышка ее узнает и привыкнет к ней. Объясните это девушке-бебиситтеру и заплатите ей за это время. Это может быть час или полчаса — два раза. На третий малышка уже будет позитивнее к ней настроена, когда Вам понадобится уйти из дома.

Третье: если Вы можете уложить малышку спать до того, как приходит знакомая ей бебиситтер, тем лучше.

Работа со страхом громких звуков

Превратите это в игру:

1. Возьмите какой-нибудь прибор, который сильно шумит, например, пылесос или кухонный комбайн.

2. Сообщите дочке: «Сейчас он скажет громко: УУУУУУУУ!». И скажите с ней вместе громко: «УУУУУУ!» И так несколько раз.

3. Скажите: «А теперь он скажет УУУ». И включите с ней вместе на несколько секунд.

4. Спросите у дочки: «Как он сказал громко?» Скажите с ней вместе, подражая громкому звуку: «УУУУУ!»

И так — несколько раз с разными приборами, издающими громкие резкие звуки. Если ей не нравится эта игра, оставьте ее и перейдите для начала к менее громким и резким «УУУ», а потом постепенно доберетесь и до по-настоящему громких и резких: удар половником по крышке кастрюли, включение кухонного комбайна и т.д. Главное — превратить это в игру. И «второе главное» — чтобы девочка сама включала агрегат или «руководила» им.

Страх, что папа или мама исчезнут

Избавиться от этого страха помогает игра в прятки. Тут надо действовать очень медленно и постепенно. Например, Вы на секунду прячете голову под одеяло — и тут же голова появляется снова! Или Вы прячетесь за стул так, чтобы Вас точно было видно. и т.д. Никогда не прячьтесь так, чтобы ребенок Вас не видел совсем.

Если Вы прячетесь в соседней комнате (когда постепенно дойдете до этого этапа), то так, чтобы, зайдя в комнату, малышка Вас сразу увидела…

То есть сложность наращиваем очень постепенно: чуть дольше прячемся под одеялом и т.д. Но сложность всегда меньше, чем нужно для того, чтобы ребенок испугался. Всё остается в рамках игры, приятной и главное — предсказуемой для малыша игры.

Удачи Вам, терпения и здоровья всей семье.

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше