Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Напоминать ли мальчику о том, что надо выполнить ту или иную заповедь, если ему уже тринадцать?

Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Школа, Поощрение, Ита Минкина, Подростковый период

Здравствуйте. Так как я получала здесь много полезных советов, хочу снова спросить о моем сыне.

Вот у него была бар-мицва. Он теперь считается взрослым и сам отвечает за свое исполнение заповедей. Да и в том, что напрямую не касается заповедей, он становится ответственным за свою жизнь. Но, конечно, на практике приходится напоминать ему что-то по вопросам гигиены, из его хозяйственных обязанностей, что-то советовать по школе (уроки делает со старанием, мои советы относятся к тайм-менеджменту, и тут все неплохо).

А вот как быть с еврейской жизнью? Правильно ли будет здесь заставлять, подталкивать, уговаривать? Ведь это как бы его выбор, теперь он самостоятельный человек. А отец его каждый раз уговаривает ходить в миньян по субботам. Надо уговаривать? Или приказывать?

(У нас, конечно, нестандартная семья. Ребенок в нееврейской школе, папа дома не учится, то есть, привычки к изучению Торы нет. Одно могу сказать: что мы выбрали эту ситуацию, потому что в противном случае мы с мужем так сильно напрягались бы и изображали из себя каких-то праведников, что всем было бы хуже. Трудно мужу учиться? Пусть выбирает сам, что делать. Трудно возить в еврейскую школу, болеет постоянно? Пусть учится в хорошей нееврейской, со своими бутербродами на завтрак).

Есть ли опасность «передавить»? Или лучше потихонечку гнуть свою линию? Все красивые слова давно сказаны, да и ребенок неглуп и по-своему религиозен. Но — практика, рутина (молитва, тфилин, урок по скайпу, подготовить двар Тора — небольшое толкование одного или нескольких стихов Торы, синагога в Шабат) — в привычку не вошла, а, значит, требует, кажется, таких же напоминаний, как убрать вещи в стирку.

А правильно ли так? Загонять на молитву и учебу? Большое спасибо за помощь. N.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Дорогая N.,

Вы — замечательная мама, я помню Ваши прошлые вопросы. Вы прилагаете очень большие усилия, чтобы Ваш дом был настоящим еврейским домом и сын вырос богобоязненным евреем, и эти усилия достойны самой высокой награды.

Вместе с тем Вы задаете очень непростой вопрос. Я думала о нем в течение нескольких недель, советовалась… Конечно, трудно в московских условиях возить его в еврейскую школу. Но проблема нееврейской школы не исчерпывается завтраками. Это еще и среда общения, это сверстники. А Ваш сын в таком возрасте, что уже через год-другой девочки станут ему намного интереснее. И как не влюбиться, если каждый день видишься в классе?

Конечно, и раньше, и сейчас в странах диаспоры — в Америке, в Западной Европе, там, где есть стабильные развитые еврейские общины, — многие семьи отдают детей в смешанные учебные заведения — колледжи и университеты. Но, во-первых, это после года интенсивной учебы мальчиков — в ешиве, девочек — в еврейском колледже. А во-вторых, и это самое главное, такие семьи — это не просто семьи, это настоящие семейные кланы, с множеством дядюшек, тетушек, двоюродных братьев и сестер. У нас, у большинства русскоязычных семей, этого нет.

Но для чего нам это нужно знать? Для того чтобы мы понимали: если хотим, чтобы подросток, а потом молодой человек или девушка выжили как евреи в нееврейском учебном заведении, им требуется эффективное еврейское окружение, интенсивное взаимодействие со сверстниками-евреями. И самое лучшее — со сверстниками из соблюдающих на его уровне семей и на постоянной основе.

Так что… трудно представить издалека, как это невероятно сложно в московских условиях — возить мальчика в еврейскую школу или даже переехать ради этого в другой район, там, где у него будут сверстники из соблюдающих семей. Но это было бы, наверное, самым лучшим решением…

Как быть, если самое лучшее решение невозможно?

  • Конечно, молиться постоянно, чтобы сын вырос настоящим евреем. Это — независимо от того, где он учится, и актуально для всех еврейских родителей и их детей.
  • Стараться организовать ему субботы, где он мог бы вместе с другими мальчишками пойти в синагогу. Если бы у него появились друзья из соблюдающих семей, религиозная жизнь была бы для него намного приятней. Ведь детям и подросткам в любом возрасте хочется быть как все. Как все из его ДЕТСКОГО окружения. То, что родители религиозны, к сожалению, не так влияет, как то, что делают сверстники.
  • Вы правы, напоминать и снова напоминать о том, что является «рутинным» исполнением заповедей, не очень привлекательно. И это не вызывает приподнятого желания молиться… С другой стороны, если совсем не напоминать, есть опасение, что он даже то немногое, что сейчас делает, — забудет или пропустит… Это такая тонкая грань, и нужна большая помощь Небес. Лучше не делать замечания, не тянуть силой или понуканиями, а, если уж Вы хотите напомнить, то — в очень добродушной форме, очень коротко, таким тоном, что это само собой разумеется: он это сделает; и так, чтобы ему было приятно. Например (не ловите на слове, это только пример), чтобы ему хотелось пойти с папой, стоит сделать так, чтобы дорога в синагогу была для него приятной, увлекательной. Можно рассказывать какие-то приключенческие истории или даже анекдоты, или что-то другое, что интересно Вашему сыну. Даже скачайте материал заранее, до субботы, чтобы быть подготовленными. А, если папа мальчика этого не умеет, а у Вас лучше получается и Вы готовы это делать, то ходите и Вы в синагогу с ними вместе. Это станет такой семейной прогулкой. Или тфилин — один раз положите маленькую шоколадку на мешочек с тфилин в качестве напоминания, другой раз нарисуйте человечка с тфилин и положите рядом с кроватью на видном месте… Я не утверждаю, что именно это станет для мальчика стимулом, но нам, родителям, стоит быть изобретательными. И, согласитесь, это, скорее всего, будет восприниматься лучше, чем надоевшие напоминания…
  • Мы часто не полностью отдаем себе отчет, какое значение для ребенка и подростка имеет живая атмосфера. Что-то необычное, хавайа (сильное переживание; событие, которое произвело сильное впечатление)! Если родителям удастся привнести в жизнь ребенка максимальное количество хавайот и связать их с исполнением заповедей, то связь ребенка с Торой будет намного прочнее и ближе.

От всего сердца желаю Вам удачи в воспитании, помощи Небес, терпения и изобретательности!

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Наш мир слишком жесток для того, чтобы приводить сюда детей?

Вчера, отвечает Рика Гдалевич

Как объяснить шестилетней дочери, что ТАК делать нельзя?

26 апреля, отвечает Ципора Харитан

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

О рассечении Тростникового моря (в русской традиции — Красного моря; на иврите — Ям Суф) рассказывается в в Пятикнижии, в книге Шмот. Евреи вышли из Египта, наказанного за их порабощение десятью Казнями Египетскими, и подошли к морю. Египтяне их преследовали. И Вс-вышний сделал чудо: море расступилось перед евреями и пропустило их, а затем сомкнулось и поглотило египтян Читать дальше